Детский сад и семья – заботы общие, проблемы общие
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, а правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – наше будущее горе, наши слезы». В этом высказывании А.С.Макаренко, как нельзя лучше отражена вся суть воспитания ребенка.
Современная проблема семейного воспитания – это чрезмерная загруженность родителей по материальному обеспечению семьи. Многие родители, погрузившись в свои проблемы, самоустраняются от воспитания собственных детей, предоставив данную заботу детскому саду. Как показывает опыт, полноценное развитие происходит только во взаимодействии двух важных для ребенка социальных институтах – семьи и детского сада.
В основе данного взаимодействия лежит сотрудничество, инициатором которого выступили педагоги нашего детского сада.
Была поставлена цель, предполагающая профессиональную помощь семье в воспитании ребенка.
Из цели вытекают следующие задачи: общение с родителями, необходимость вооружения семьи педагогическими знаниями и умениями, организованная деятельность по формированию ценностно-ориентированных отношений между семьей и детским садом.
Выполняя цели и задачи, педагоги и родители становятся полноценными партнерами, что предполагает равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Работа с родителя воспитанников нашего детского сада строится, придерживаясь следующих этапов:
- Тщательное продумывание содержания и форм работы с родителями. Проводится опрос, в ходе которого педагоги узнают, что ожидают родители от детского сада.
- Воспитатели стараются заинтересовать родителей той работой, которую предполагают с ними проводить.
- Педагоги знакомятся с проблемами семьи в воспитании ребенка. Воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о том, какие испытывают трудности, о тревогах и о плохом поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе запланированы конкретные формы сотрудничества.
Формы взаимодействия:
- посещение семей, помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, познакомиться с ребенком в привычной для него обстановке;
- анкетирование, используется с целью изучения семьи;
- наглядная агитация, решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей (информационные листы, папки-передвижки, памятки для родителей, буклеты, выпуск газеты «Один день в детском саду»);
- родительские собрания, направлены на координацию действий родителей и педагогов по интересующим вопросам в воспитании, образовании, оздоровлении и развитии воспитанников;
- консультации, помогают в решении наиболее важных вопросов в воспитании ребенка;
- дни открытых дверей, дают родителям возможность увидеть то, как общаются педагоги с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов;
- проектная деятельность, способствует конструированию новых отношений;
- развлечения, досуги, утренники, помогают сближению всех участников педагогического процесса;
- акции на различные темы: «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке – по кормушке». «Не рубите дерева…» и т.д. Такая форма взаимодействия имеет воспитательное значение не только для детей, но и для взрослых.
Это далеко не все формы взаимодействия, которые применяем мы в работе с родителями. Стоит отметить, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты: изменился стиль общения родителей с педагогами, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей в формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Литература
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
3. Управление ДОУ №4, 2006г.
Читайте также |
---|
Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни
Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...
Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»
Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»
Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я –…
Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…» Тема родительского собрания: Деловая игра «Я –...