«Праздник - как итог совместной познавательной и творческой деятельности взрослых и детей»

 

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Они вносят свои особые чувства и переживания в общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства и часто остаются в памяти на всю жизнь.

Вызывая радостные эмоции, праздники в то же время играют не последнюю роль в освоении и закреплении знаний детей об окружающем мире, служат средством всестороннего развития личности каждого ребёнка.

Подготовка к праздникам и их проведение способствуют формированию нравственных качеств у детей – они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, дисциплинированность.

Организация воспитательно-образовательной деятельности в процессе подготовки к празднику способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, расширению кругозора, обогащению словарного запаса.

Праздничная атмосфера, красочность оформления помещения, костюмов, атрибутов – воспитывают эстетический вкус, учат видеть и понимать красоту.

Участие в играх, танцах, эстафетах, игре на музыкальных инструментах – улучшает координацию движений, укрепляет детский организм, даёт возможность каждому ребёнку проявить свои личностные качества, проявить творческую инициативу.

Особенно велика роль праздников в патриотическом воспитании дошкольников. Праздничная атмосфера, соответствующий репертуар, красочность оформления, торжественность – всё это подводит к пониманию неповторимости культуры своего народа, знакомит с историей своей страны, формирует чувство любви к малой и большой Родине, уважения и интереса к людям других национальностей, уважение к ветеранам войны и труда, положительное отношение к воинам-защитникам Отечества.  

Именно поэтому в своей работе я уделяю праздникам особое внимание.

 

Основные задачи моей работы:

  1. Обогащать познавательный опыт, как детей, так и взрослых через знакомство с историей праздников, приобщение их к основам национальной культуры, традициям и обычаям родного народа,
  2. Сформировать у детей эмоционально – положительное отношение к праздникам, радовать детей, обогащая их жизнь запоминающимися впечатлениями.
  3. Расширять у родителей представления о «мире радостей» детей.
  4. Помогать детям усваивать общечеловеческие ценности, воспитывать нравственно – патриотические качества.
  5. Создавать условия для проявления творческой инициативы и сотворчества, развития творческого потенциала детей.

 

Организация воспитательно-образовательного процесса по реализации идеи праздника:

  1. Определение содержания познавательной и творческой деятельности детей в преддверии праздника;
  2. Подбор поэтического и музыкального материала, разработка сценария;
  3. Художественное творчество (подготовка костюмов, оборудования, экспонатов к выставке), в сотворчестве с родителями и детьми.
  4. Организация совместной музыкальной, театральной деятельности взрослых (воспитателей и родителей) и детей;
  5. Праздник – итог совместной деятельности, объединённой главной идеей;
  6. Совместное обсуждение результатов праздника, оценка праздника детьми и взрослыми.

Основу организации праздников составляют принципы, характерные для русской праздничной традиции - душевного возвышения и просветления, единения людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии, сотворчества взрослых и детей.

 

В своей педагогической практике я использую следующие формы проведения праздников:

  • Познавательно – игровые программы;
  • Концертные выступления;
  • Театрализованные представления;
  • Военно-спортивные состязания;
  • Праздничные посиделки и развлечения;
  • Фольклорные вечера и др.

Виды праздников:

Государственно-гражданские: День рождения Ямала, День защитников Отечества, День победы;

Международные: День пожилого человека, День Матери, Международный женский день, День защиты детей;

Народные, фольклорные и обрядовые: Осенины, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Праздник русской берёзки.

 

Государственно-гражданские праздники проводятся с особой торжественностью, дают возможность детям получить яркие впечатления от красоты ритуалов. Сама атмосфера такого праздника заставляет детей подтянуться, собраться, сосредоточиться.

Подготовка к таким праздникам начинается задолго до его начала. Да и сам праздник является не отдельно взятым действием, а завершением той работы, которая проводилась в течение какого-то определённого времени.

Так, например, праздник «День рождения Ямала» стал завершающим этапом проекта «Ямал – мой край родной». В течение месяца дети в процессе познавательной и творческой деятельности знакомились с природой родного края, его символикой, культурой. Они участвовали в викторинах, спортивных состязаниях, национальных играх народов севера. Знакомились с творчеством писателей и поэтов Ямала, ходили в «музей национальной одежды и обуви», совместно с родителями инсценировали сказки, готовили костюмы, рисовали. Всё то, чему они научились, дети продемонстрировали в ходе праздника, который стал ярким зрелищем, пропитанным национальным колоритом, любовью к своей малой Родине.

Особое внимание в работе со старшими дошкольниками я уделяю таким праздникам, как День защитников Отечества и День Победы, которые формируют у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, воспитывают чувство любви к Родине, гордость за принадлежность к России, уважение к ветеранам войны и труда. Такие праздники оставляют добрый след в душе каждого участника, каждого зрителя, вызывают чувство благодарности к мужеству защитников. Этим праздникам предшествуют беседы, специальные занятия, знакомящие детей с историей страны, с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята знакомятся с некоторыми историческими фактами героического прошлого нашей армии, получают представление об особенностях военной службы, отмечают качества, необходимые для хорошего воина. Во время прогулок мы ходили на экскурсии к памятнику погибшим односельчанам.

В ходе проекта «Никто не забыт, и ничто не забыто», посетили библиотеку, где дети с интересом слушали рассказ библиотекаря Каневой И.А. о земляках – односельчанах, которые сражались за свободу и независимость нашей Родины, о детях военных лет, их делах и играх.

На занятиях кружка «Истоки» я познакомила их с историей нашей армии; богатырями земли русской; великими полководцами Суворовым, Кутузовым, Жуковым. Все полученные ранее знания отразились в ходе праздников. И взрослые, и дети с удовольствием пели песни военных лет, участвовали в эстафетах «перенеси раненого», «доставь донесение» и др., совершали путешествие во времени с «колесом истории».

 

Международные праздники близки по своей идее к государственно-гражданским. Непременные участники таких праздников – родители, бабушки и дедушки. Они не пассивные зрители, а равноправные участники, партнёры, помощники, сплочённые одной идеей. Это праздники радости, праздники детской души, в ходе проведения и подготовки которых, у детей формируется чувство любви и уважения, доброжелательного отношения:

  • к людям старшего поколения;
  • к женщине вообще и женщине-матери в частности, на милосердии, доброте, нежности которой держится весь мир;
  • к людям разных национальностей, рас, живущих на нашей планете, воспитание интереса к их культуре, играм, танцам.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные, обрядовые праздники – это яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями, общими переживаниями. Идея таких праздников заключается в воспитании у ребёнка-дошкольника любви и уважения к традициям и фольклору родного народа, приобщению детей к духовным ценностям родной культуры. На протяжении всего годичного круга я знакомлю детей с особенностями того или иного праздника, дети устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека. Знакомство с русским народным костюмом, с национальными костюмами других народов является в моей работе средством духовного единения ребёнка с прапрабабушкой, прапрадедушкой.

Ещё одна неотъемлемая часть народных праздников, проводимых мной – игра. Очень жаль, что народные игры постепенно исчезают из детства, ведь народная игра – это своеобразная школа. В каждый праздник я стараюсь включить 2-3 народных игры, которые разучиваются в свободное время, на часе игры или во время занятий кружка «Истоки».   Участвуя в народной игре, хороводе, песне мои воспитанники будто переносятся в другой мир, становятся царевичами, ясными соколами, селезнем и уточкой, зарёй-заряницей. У них развивается фантазия и воображение, сообразительность и смекалка, реализуются их творческие и эмоциональные возможности, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя, получить или закрепить информацию о повседневной жизни наших предков, их быте, труде.

Каждый народный праздник имеет свои обычаи и традиции. Познакомить детей с ними, сформировать праздничную культуру, вызвать положительный эмоциональный подъём – именно этим задачам я уделяю особое внимание в подготовке к любому народному празднику. Так, например, перед Святками, на занятиях кружка «Истоки» я познакомила детей с обрядом – колядование. Мы разучили песенки-колядки, вспомнили частушки, небылицы, подготовили представление. Вместе с родителями изготовили костюмы, маски, атрибуты, подарки, а затем со Святочным обрядом прошли по учреждениям посёлка. Дети чувствовали себя раскрепощено. Прежде чем войти, они спрашивали у хозяев разрешения, пели, читали новогодние стихи, уходя, в благодарность за угощение желали хозяевам здоровья, радости, благополучия.

Весело прошла Масленичная неделя. Каждый день был по-своему интересен, необычен:

В понедельник дети узнали о том, как празднуют Масленицу, выучили хвалебные стихи;

во вторник они с удовольствием играли в народные игры;

в среду – вместе с родителями участвовали в творческом конкурсе рисунков и поделок, лакомились блинами;

в четверг – катались на санках с горки, участвовали в эстафетах;

в пятницу, во время посиделок, пели народные песни, водили хороводы, участвовали в играх.

Народные праздники – это не просто дань прошлому, не слепое выполнение традиционных обрядов. Это возможность приобщиться к народным традициям, к истории, к жизни своих предков. Со всеми этими праздниками, их обычаями я знакомлю детей в ходе занятий, бесед, развлечений. В нашем детском саду стало уже доброй традицией в Крещение ходить на реку за водой, умываться ею, очищаясь от болезней, хворей; на Пасхальной неделе поздравлять друг друга, водить хоровод с вербой, устраивать игры и забавы с яйцами.

Каждый праздник – это итог определённого периода совместной работы детей и взрослых, это деятельность, направленная на физическую и душевную разрядку, это организация культурного досуга, способствующего созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективах детей, родителей и сотрудников детского сада; помогающего ребёнку проявить своё творчество, ярко выплеснуть свои эмоции; объединяющего разнообразные виды творческой деятельности; предоставляющего большие возможности для интеллектуального обогащения детей и формирования их эстетического вкуса.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Читайте также

Дидактическая игра «Воздушные шары» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Воздушные шары» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности»

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности» Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению...