Педагогические условия развития деятельности экспериментирования у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с природным материалом

 

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы экспериментальной деятельности активно внедряются в образовательный процесс современного дошкольного образования.

Экспериментальная активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование деятельности экспериментирования у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с природными материалами могут быть:

- содержание знаний о природных материалах, отобранное с учётом возрастных возможностей детей;

- создание уголка экспериментирования в группе и зоны творчества на участке дошкольного образовательного учреждения;

- руководство педагога, направленное на включение детей в разнообразную экспериментальную деятельность с различными природными материалами, обучение детей экспериментированию;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с воспитателями по формированию экспериментирования у детей 5 года жизни.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Дети пятого года жизни проводят эксперименты: льют, переливают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет.

В каждом месяце необходимо проводить 3–4 занятия. Темы занятий по знакомству с песком: «Сыпем, лепим», «Постройка из песка домика для зайчика», «Отпечатки наших ручек», «Пирожки для куклы Кати», «Норки для ежат», «Посадим огород». Играя с детьми, показываем им, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия обязательно комментируем, проговариваем, развивая речь ребёнка. Играя с песком, дети очень любят закапывать и потом раскапывать различные игрушки. Дети трогают песок, пересыпают, копаются в нем руками, игрушками – чем не занятие для развития мелкой моторики.

В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки.

Таким образом, применение экспериментирования позво­ляет поставить ребёнка в активнуюпозицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, про­тиворечиями и загадками. Важно и то, что экспериментирование предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного дошкольниками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...