Гендерный подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

В статье дан анализ проблемы гендерного подхода в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Рассматривается возможность проектирования индивидуальной траектории музыкального развития мальчиков и девочек.

 

В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. По мнению Е.В. Назайкинского проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук (социологии, психологии и медицины) – одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения затруднительно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье [2, с.91]. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования специалистов в области отечественной психологии и педагогики, в то время как в зарубежной психологии она уже давно привлекала большое внимание ученых [5, 6].

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на развитие личности [1, 4].

Анализ общеизвестных программ показывает, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России уделяется внимание музыкальному воспитанию, но не учитываются гендерные особенности [3,с.32-164]. Можно отметить, что во всех программах присутствуют обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Однако ни в одной из них не учитываются гендерные особенности ребенка, состояние его здоровья, слабо отображены разные физические показатели двигательной активности. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и многом другом. Необходимо учитывать и тот факт, что двигательная активность мальчиков и девочек отличается. Таким образом, мы проектируем индивидуальную траекторию музыкального развития мальчика или девочки. Следует отметить, что данная работа не противоречит положению о совместной деятельности детей во время музыкального занятия. Позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход в работе.

Базисным направлением в работе музыкального руководителя по представленным программам является музыкальная культура. Во всех программах делается акцент на возрастные особенности детей, формы и методы организации занятий, в основном игровые, что соответствует специфике периода детства. На музыкальных занятиях осуществляется развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возрастных особенностей), посредством различных видов музыкальной деятельности и формирование общей духовной культуры.

Работая в своём образовательном учреждении по программе М.А.Васильевой, мы пришли к выводу, что необходимо уделить большее внимание состоянию здоровья детей и их гендерным особенностям. Например, во время подвижной игры ослабленный ребенок может подыграть детям на музыкальном инструменте. Такую работу необходимо планировать в комплексе с медицинскими работниками, инструкторами по физическому воспитанию, педагогом-психологом.

Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек. Известно, что для мальчиков предлагаются такие роли, как Медведь, Волк, Ежик, Ворон, Старичок-Лесовичок, Кот и т.д. Для девочек же – роли Лисички-Сестрички, Бабочки, Белочки, Кошечки.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе и театрализацию. Наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Таким образом, в рамках такой театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста закладываются основы половой идентичности.

Еще одним направлением в работе музыкального руководителя, с точки зрения гендерного подхода, является использование специфических музыкально – ритмических и танцевальных движений. Для мальчиков - резкие, четкие, солдатские, для девочек более плавные, спокойные (с платочками, листочками, снежинками, цветочками и т.д.).

Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели гармонического развития личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

Таким образом, использование гендерного подхода, позволит разнообразить деятельность музыкального руководителя и повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.

 

Библиографический список:

1. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 2.

2. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. – М., 1980.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей / Под ред Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования / Г.С. Тарасов, – М.: 1986.

5. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований, – М, 2000.

6. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". – М. 2001.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

В умелых руках рождается платье

В умелых руках рождается платье Одной из широко распространённых форм работы дошкольного образовательного учреждения и родителей в нашем БДОУ г.Омска «Детский...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...