Двигательная активность и профилактика плоскостопия
Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Родители стремятся заниматься с ребенком, научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение. Без движения ребенок не может вырасти здоровым, движение – это преграда любой болезни. Дефицит движения приводит к нарушениям сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры.
Установлено, что на двигательную активность ребенка влияет множество факторов, в том числе и форма стопы. Современная медицина отмечает увеличение у детей такого заболевания, как плоскостопие. Это заболевание опорно- двигательного аппарата, при котором стопа соприкасается с полом почти всеми точками и след лишен внутренней выемки. При такой стопе формируется неправильная походка, увеличивается нагрузка на позвоночник, что может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозам.
До возраста 2 – 3 лет, у многих детей наблюдается плоскостопие, из – за жировой подушки, покрывающей подошвы ног. Когда ребенок начинает ходить, эта подушка постепенно исчезает, и появляется углубление в сводах стопы. При слабости мышц и сильной утомляемости этого не происходит, что и приводит к плоскостопию. Но как родителям провести диагностику, не имея для этого специальных знаний?
Первое на что следует обратить внимание, это не жалуется ли ребенок на боль и судороги в ногах при ходьбе. Следует так же внимательно следить за обувью ребенка. При плоскостопии, как правило, стаптываться внутренние края обуви, пятка сильно выступает назад. Определить формы стопы можно так: нужно смазать стопу ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и рассмотреть отпечаток ноги. Если следы в форме боба, это признак нормальной стопы. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, это свидетельствует о начинающемся или уже имеющемся плоскостопии. Если при длительной ходьбе ребенок жалуется на боль в ногах, следует обратиться за помощью к специалисту- ортопеду. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы.
По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным: 1:4, уплощенным- 2:4, плоским- 3:4.
Следует заметить, что случаи врожденного плоскостопия очень редки (от 3- 10%), чаще всего это заболевание приобретенное, а, следовательно, его можно предупредить. Поэтому организация профилактики плоскостопия в раннем детстве имеет особое значение и должна проводиться как в детском саду, так и родителями дома.
Чрезвычайно важна для полноценного развития стопы ребенка правильно подобранная обувь, обувь должна быть не тесной и не слишком просторной, необходимо, что бы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние в один сантиметр. Задник обуви должен быть достаточно жестким, подошва – эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Каблучок необходим широкий, высотой до двух сантиметров.
Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном надо мыть ноги ребенку и тщательно вытирать их досуха, особенно, межпальцевые промежутки. Ногти следует обрезать не реже одного раза в две недели, не округляя их по бокам. Полезны «морские ванны». Растворите морскую соль в воде, налейте на дно ванны, чтобы она закрывала щиколотки ребенка, положите рельефный коврик и позвольте малышу походить по дну ванны.
Предупредить плоскостопие можно так же подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений,
выполняемых в положении сидя на стуле:
1. Сгибание и разгибание стоп.
2. Сжимание и разжимание пальцев, при этом пятки стоят на полу.
3. Круговые движения стопами, по окружности в обе стороны.
4. Поворот стоп ног, подошвами внутрь.
5. Захват и удерживание округлого предмета (пластмассового мячик), подошвами ног.
6. Сжимание резинового мячика подошвами.
7. Пальцами ног приподнять и удерживать платок, кусочки ткани, лежащие на полу.
8. Переносить рассыпанные предметы (пуговица, бусинки) из одного места в другое пальцами ног, меняя ноги. Одна нога при этом прижата к полу.
9. Сидя на стуле, голени стоят ровно, стопы прижаты к полу. Развести максимально в сторону носки ног.
10. Носки держать вместе, пятки врозь. Поднять и опустить пятки поочередно.
11. Катание маленького резинового мячика с шипами стопами ног, поочередно.
Упражнения стоя:
1. Подъем на пальцы и опускание на пятки.
2. Полуприседания на пальцах.
3. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
4. Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.
5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище прямо, смотреть вперед.
7. Перекаты с носка на пятку стоя на полу.
8. Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.
9. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.
10. Ходьба по следовой дорожке, по нарисованным следам.
11. Ходьба по ребристой доске.
Упражнения с палкой:
1. Сидя на полу упираясь ладонями за спиной, катать палку ногами поочередно.
2. Исходное положение такое же: захватить палку пальцами ног, приподнять и удерживать.
3. Ребенок сидит с согнутыми ногами, придерживает палку руками, пытается вращать ее вокруг своей оси стопами.
4. Ходьба боком по гимнастической палке вправо и влево.
5. Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула.
Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат малышу. Придумайте игровые образы: мишка косолапый идет на наружных краях стопы, лисичка крадется на цыпочках, синичка бегает по палочке в право и в лево, гуси переступают с пяточки на носочек, и т.п.
Для предупреждения плоскостопия, укрепления здоровья, так же необходимо делать с ребенком утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры. Полезны активные игры на открытом воздухе, бег, прыжки. А в летнее время ходить босиком по траве, песку, мелкой гальке.
Однако, если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах и голени, после игры или прогулки, стоит обратиться к специалисту. Лечение плоскостопия направлено на устранение болевого синдрома, укрепление мышечно-связочного аппарата, восстановления функции стоп. Лечебная гимнастика, массаж, ножные ванны, физиотерапии, ортопедическая обувь, ортопедические стельки. С помощью консервативного лечения, возможно, устранить уже имеющиеся нарушение строения стоп при плоскостопии, оно направлено на устранение болевого синдрома, и предотвращения прогрессирования.
Все знают прописную истину: предотвратить легче, чем лечить. Играйте, делайте зарядку и получайте удовольствие от общения со своим малышом. Здоровья Вам и вашим деткам!
Читайте также |
---|
Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…
Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...
Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…
Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...