Двигательная активность и профилактика плоскостопия

Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Родители стремятся заниматься с ребенком, научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение. Без движения ребенок не может вырасти здоровым, движение – это преграда любой болезни. Дефицит движения приводит к нарушениям сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры.

Установлено, что на двигательную активность ребенка влияет множество факторов, в том числе и форма стопы. Современная медицина отмечает увеличение у детей такого заболевания, как плоскостопие. Это заболевание опорно- двигательного аппарата, при котором стопа соприкасается с полом почти всеми точками и след лишен внутренней выемки. При такой стопе формируется неправильная походка, увеличивается нагрузка на позвоночник, что может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозам.

До возраста 2 – 3 лет, у многих детей наблюдается плоскостопие, из – за жировой подушки, покрывающей подошвы ног. Когда ребенок начинает ходить, эта подушка постепенно исчезает, и появляется углубление в сводах стопы. При слабости мышц и сильной утомляемости этого не происходит, что и приводит к плоскостопию. Но как родителям провести диагностику, не имея для этого специальных знаний?

Первое на что следует обратить внимание, это не жалуется ли ребенок на боль и судороги в ногах при ходьбе. Следует так же внимательно следить за обувью ребенка. При плоскостопии, как правило, стаптываться внутренние края обуви, пятка сильно выступает назад. Определить формы стопы можно так: нужно смазать стопу ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и рассмотреть отпечаток ноги. Если следы в форме боба, это признак нормальной стопы. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, это свидетельствует о начинающемся или уже имеющемся плоскостопии. Если при длительной ходьбе ребенок жалуется на боль в ногах, следует обратиться за помощью к специалисту- ортопеду. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы.

стопы

 

По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным: 1:4, уплощенным- 2:4, плоским- 3:4.    

Следует заметить, что случаи врожденного плоскостопия очень редки (от 3- 10%), чаще всего это заболевание приобретенное, а, следовательно, его можно предупредить. Поэтому организация профилактики плоскостопия в раннем детстве имеет особое значение и должна проводиться как в детском саду, так и родителями дома.

Чрезвычайно важна для полноценного развития стопы ребенка правильно подобранная обувь, обувь должна быть не тесной и не слишком просторной, необходимо, что бы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние в один сантиметр. Задник обуви должен быть достаточно жестким, подошва – эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Каблучок необходим широкий, высотой до двух сантиметров.

Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном надо мыть ноги ребенку и тщательно вытирать их досуха, особенно, межпальцевые промежутки. Ногти следует обрезать не реже одного раза в две недели, не округляя их по бокам. Полезны «морские ванны». Растворите морскую соль в воде, налейте на дно ванны, чтобы она закрывала щиколотки ребенка, положите рельефный коврик и позвольте малышу походить по дну ванны.

Предупредить плоскостопие можно так же подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений,

выполняемых в положении сидя на стуле:

1. Сгибание и разгибание стоп.

2. Сжимание и разжимание пальцев, при этом пятки стоят на полу.

3. Круговые движения стопами, по окружности в обе стороны.

4. Поворот стоп ног, подошвами внутрь.

5. Захват и удерживание округлого предмета (пластмассового мячик), подошвами ног.

6. Сжимание резинового мячика подошвами.

7. Пальцами ног приподнять и удерживать платок, кусочки ткани, лежащие на полу.

8. Переносить рассыпанные предметы (пуговица, бусинки) из одного места в другое пальцами ног, меняя ноги. Одна нога при этом прижата к полу.

9. Сидя на стуле, голени стоят ровно, стопы прижаты к полу. Развести максимально в сторону носки ног.

10. Носки держать вместе, пятки врозь. Поднять и опустить пятки поочередно.

11. Катание маленького резинового мячика с шипами стопами ног, поочередно.

 

Упражнения стоя:

1. Подъем на пальцы и опускание на пятки.

2. Полуприседания на пальцах.

3. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

4. Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.

5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище прямо, смотреть вперед.

7. Перекаты с носка на пятку стоя на полу.

8. Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.

9. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.

10. Ходьба по следовой дорожке, по нарисованным следам.

11. Ходьба по ребристой доске.

 

Упражнения с палкой:

1. Сидя на полу упираясь ладонями за спиной, катать палку ногами поочередно.

2. Исходное положение такое же: захватить палку пальцами ног, приподнять и удерживать.

3. Ребенок сидит с согнутыми ногами, придерживает палку руками, пытается вращать ее вокруг своей оси стопами.

4. Ходьба боком по гимнастической палке вправо и влево.

5. Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула.

Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат малышу. Придумайте игровые образы: мишка косолапый идет на наружных краях стопы, лисичка крадется на цыпочках, синичка бегает по палочке в право и в лево, гуси переступают с пяточки на носочек, и т.п.

Для предупреждения плоскостопия, укрепления здоровья, так же необходимо делать с ребенком утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры. Полезны активные игры на открытом воздухе, бег, прыжки. А в летнее время ходить босиком по траве, песку, мелкой гальке.  

Однако, если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах и голени, после игры или прогулки, стоит обратиться к специалисту. Лечение плоскостопия направлено на устранение болевого синдрома, укрепление мышечно-связочного аппарата, восстановления функции стоп. Лечебная гимнастика, массаж, ножные ванны, физиотерапии, ортопедическая обувь, ортопедические стельки. С помощью консервативного лечения, возможно, устранить уже имеющиеся нарушение строения стоп при плоскостопии, оно направлено на устранение болевого синдрома, и предотвращения прогрессирования.

Все знают прописную истину: предотвратить легче, чем лечить. Играйте, делайте зарядку и получайте удовольствие от общения со своим малышом. Здоровья Вам и вашим деткам!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Читайте также

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной…

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие...