«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: в школу ребёнок приходит уже с обширным багажом. В нашей группе дети знают и называют К. Чуковского, А. Пушкина, В. Сутеева, В. Маяковского, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского, Л. Толстого. Читая и обсуждая произведения, мы расширяем круг конкретных представлений, обогащаем жизненный опыт детей.

Основными методами, которыми я пользуюсь для литературного развития, являются:

- чтение (рассказывание) взрослого

- прослушивание записей (постановка)

- рассматривание иллюстраций

- беседа после чтения

- моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуем вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении

- театрализованные игры: игры – драматизации, игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений

- чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше

- беседы о книгах – обсуждаем внешний вид, деятельность писателя, художников иллюстраторов, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, процесс изготовления и печатания книги, правила обращения с книгами

- вечера литературных развлечений, литературные праздники

- тематические выставки.

Поддерживаю и поощряю стремление детей к постоянному общению с книгой.

Создаю проблемные и игровые ситуации для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба - бо, пальчиковый и настольный театр).

Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его произведениях.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.

В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

- литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

- кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (городской и групповой).

Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:

- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

- «путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся», «сивка бурка»

- «волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком...»

(Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)

- «продолжи строчку»

- «угадай рифму»

- «озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к:

- развитию содержательности и связной речи

- развитию речевого творчества и выразительности

- развитию способностей в речевой деятельности

- подготовке к обучению грамоте

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижикова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосин, В.Рачов, В.Сутеев), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.

По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...