Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

В современных условиях в ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, по сколько содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе. Обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. У детей с ОНР имеются трудности в овладении словарным составом родного языка. Это обусловлено актуальностью исследования. Направленного на поиск   оптимальных педагогических условий формирования словарного запаса посредством дидактических игр.

На основе анализа программы воспитания и обучения в детском саду, диагностических методик Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, Г.А. Волковой, И.А. Смирновой, или подобраны задания. Диагностика состоит из 8 серий заданий, направленных на изучение уровня развития словаря существительных, глаголов, прилагательных, числительных, предлогов, антонимов, синонимов, многозначных слов.

В ходе проведения исследования выяснилось, что словарь детей характеризуется маленьким объёмом, занимательным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов. Было выявлено, что старшие дошкольники затрудняются в подборе имен существительных, обозначающих видовые и родовые понятия; имен прилагательных по определенному признаку; в названии синонимов, антонимов; в добавлении существительных и словосочетаний к глаголам. Испытуемые не правильно называли глагола (вместо мычит — мукает), порядковые числительные: один, второй, третий (правильно первый, второй, третий). Наблюдались ошибки при употреблении предлогов: на клетке (вместо над клеткой); под клеткой (вместо за клеткой).

Были проанализированы сборники дидактических игр. Было отмечено наличие значительного их количества в современной методике развития речи. Однако при их описании не всегда соблюдается структура дидактической игры. Наблюдается бедность игр, направленных на активизацию словаря наречий. Это показало необходимость систематизации игр для формирования словарного запаса у старших дошкольников.

В нашем исследовании были отработаны дидактические игры для работы с детьми с учетом следующих положений: они должны быть направлены на совершенствование разных пластов лексики; структура игры должна включать следующие компоненты (дидактическая задача, по необходимости игровой материал, игровое правило, игровое действие, ход игры); перечень игровых действий в играх должен быть разнообразны

В связи с тем, что дидактическая игра направлена на активизацию словаря, при ознакомлении

с окружающим, в изобразительной деятельности, в процессе чтения художественной литературы, в ходе наблюдений, экскурсий обогащали лексику детей, а потом активизировали ее в дидактических играх. Перед началом игры старались вызвать у детей интерес к ней, желание играть с помощью следующих приемов: интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. В процессе разучивания темп игры был медленный. В последующем темп увеличивался. В связи с тем, что игры имеют речевой характер, на протяжении всего эксперимента активная роль в них принадлежала воспитателю. Однако детям предоставлялась самостоятельность в выборе самой игры. Проведение игр кратковременно (5 — 10 мин). Они составляли часть занятий по развитию речи, использовались на прогулках, в повседневной жизни и т. д.





Новые публикации

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился»

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился» Описание: Сценарий разработан для детей разного возраста, проводится в игровой форме. Цель:...

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на…

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на 23 февраля «В поисках подарков» Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике День...

Полоролевое воспитание дошкольников

Полоролевое воспитание дошкольников Главная цель – осуществление полоролевого воспитания подрастающего поколения. Дефицит такого воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости...

Читайте также

Математическая игра «Звездный час»

Математическая игра «Звездный час» Программное содержание: Совершенствовать умения ориентироваться в на листе бумаги, во времени. Закреплять умение сравнивать множества предметов, считать до 10, устанавливать...

Сценарий тематического досуга: «Волшебный мир Театра!»

Сценарий тематического досуга: «Волшебный мир Театра!» (для детей старшей и подготовительной группы)   Центральная стена оформлена по теме занятия. Около нее стоят...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми с ОНР…

План-конспект занятия по развитию речи с детьми с ОНР в старшей группе на тему «Домашние животные» Программное содержание: - учить детей составить описательный...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Буклет для наших любимых мам и пап. Адаптация в ДОУ.

м Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 или 4...

Литературная викторина «Как хороши русские народные сказки!»

Sample Image

Викторина формирует интерес у дошкольников к русским народным сказкам, художественной литературе. Ход мероприятия был построен с учетом возрастных особенностей детей. Были подобраны интересные игры, задания, которые создавали сказочное настроение детям. Соревновательный характер викторины заставил ребят быть более активными, внимательными...

Листовка для родителей "Играем вместе в игры В.Воскобовича"

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.  Для всестороннего развития детей дошкольного возраста в детском саду мы используем уникальную игровую...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по математике в старшей группе « Путешествие в страну Математики » Программное содержание: Ориентировка на листе Закрепление знаний геометрических фигур Классификация геометрических фигур по одному признаку Закрепление знаний числового ряда  (0-10) Закреплять различия порядкового счета до 10 Состав...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство