«Системный подход в социально-нравственном воспитании в условиях ДОУ»

Повышение внимания к проблеме социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Социально-нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Подвести детей к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.

Таким образом, главная цель социально-нравственного воспитания – помочь каждому ребенку почувствовать свою принадлежность к роду человеческому и окружающему миру; найти свое место и выстроить отношения с окружающими. И в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Данный вопрос, то есть социально-нравственное воспитание, рассматривается и в программе «Развитие», по которой работает наш детский сад, но не настолько достаточно, как хотелось бы. В младшем и среднем дошкольном возрасте некоторые задачи решаются в разделе «Развитие представлений об окружающем мире и о себе». В старших группах при ознакомлении с природой дети знакомятся с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относится к ней. Но мы видим, что нет системы работы по данному вопросу, а стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

В настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. В дошкольных учреждениях используются программы: «Я – Человек» (С.И. Козлова и др.), «Наследие» (Я.М. Новицкая и др.), «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина и др.),«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Л. Пименова), «Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет» (Л.В.Коломийченко, О.А. Воронова) и другие.

В условиях, когда существуют разные программы, воспитателю важно проанализировать методическое обеспечение, что позволяет конкретизировать их ведущие характеристики: в программе «Я – Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира; в программе «Дружные ребята» акцент сделан на этические проблемы социального развития дошкольника; авторы программы «Наследие» обращаются к проблеме социализации ребенка в семье и ДОУ средствами народной культуры; авторов программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом проблем современного мира. Процесс социально-нравственного воспитания требует от педагога понимания своеобразия авторских программ: в каждой из них делается акцент на отдельные стороны социально-нравственного воспитания, нет стройной системы, отражающей всю полноту решения данной проблемы. Видимо, это связано с тем, что социально-нравственное воспитание многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная работа включает в себя целый комплекс задач:

- сформировать у детей понятие о своем «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, родному городу, восхищение его красотой;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей (в дошкольном возрасте, прежде всего к тем, кто заботится о детях в детском саду, дома);

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, ее столице; вызвать чувство гордости за свою страну, стремление сделать свою родину богаче и краше;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках и т.д. Воспитывает ребенка вся его жизнь: детский сад и дом, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить один от других невозможно. Когда мы обучаем детей математике, настроение педагога в момент занятия, если он владеет методикой, мало отразится на процессе усвоения детьми знаний. Но если с плохим и безразличным настроением он будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира, навряд ли можно вызвать у них ответные нежные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания индивидуальных особенностей ребенка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Они порой сильнее слов воздействуют на открытую душу малыша. Но надо помнить и о том, что не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития. Поэтому педагогической задачей является анализ и отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей. Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Образовательная среда ребенка охватывает следующие разделы: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, природа, предметный мир, знакомство с другими народами, их традициями. Материал усложняется с учетом дидактических целей и знаний детей. Следует учитывать, что все перечисленные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. Например, беседуя о том, кем работают их родители, закрепляем знания о различных профессиях, рассказывая о защитниках Отечества, одновременно знакомим их с достопримечательностями родного города, связанными с их именами, и т.д.

Рассмотрим содержание работы и методические приемы по некоторым темам. «Семья» - ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он приобретает свой первый опыт. Содержание и характер этого опыта зависит от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителей. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них (особое внимание уделять заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках), заботиться о младших братьях и сестрах. Знакомим детей с родословным древом. Эта работа проводиться совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они приносят в группу из дома. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служат в армии, воевал, мы приходим к выводу, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут. В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что настоящие мужчины уступают место в транспорте, защищают маленьких и слабых и т.д., а девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком и т.п.

С этой же темой тесно связана и тема «Детский сад». Беседуя с детьми о профессиях родителей, можно познакомить детей с трудом сотрудников детского сада. Ведь эти люди, как и родители, заботятся о детях. Наблюдая за трудом повара, прачки и т.д., поблагодарить сотрудников за работу, поздравлять с праздниками. Все эти наблюдения за трудом взрослых отражаются в сюжетно-ролевых играх.

«Родной город»: надо показать ребенку, что город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, известными людьми. Проводится много целевых прогулок по ближайшим улицам, чтобы научить ориентироваться в том микрорайоне, в котором находится детский сад, познакомить с правилами поведения на улице, с некоторыми дорожными знаками. Экскурсии по городу, на природе, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству с народными промыслами края, с народными умельцами. Воспитывать желание больше узнать об устном народном творчестве коми-пермяков, их обычаях. Познакомить с новым жанром – сказаниями о народных богатырях: Кудым-Оше, Пере-богатыре.

Основная задача в работе по знакомству с родной страной – вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории. В этой работе можно выделить следующие направления:

- дать элементарные сведения об истории страны, ее символике, о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;

- показать, что Россия – страна многонациональная, поэтому воспитание чувств любви к своей Родине, гордость за страну включает и формирование уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку. Эти чувства воспитываются под влиянием родителей и педагогов. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам;

- познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой;

- знакомство детей с картой, глобусом. Подвести детей к пониманию того, что все мы жители одной планеты Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.

Важным условием социально-нравственного воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, так как во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Начинаем с простого – беседы о членах семьи, рассматривания семейных альбомов. Познакомив с гербом России, округа, предложить составить герб семьи (в выполнении задания иногда включаются все члены семьи). Дети с удовольствием рассказывают друг другу о своих гербах. Итогом может стать составление герба своей группы. Родители помогают собирать материалы по родному краю. Большое значение имеют семейные экскурсии в музей, к памятникам, на выставки. Очень интересны демонстрации снятых семейной камерой фильмов. Родители с удовольствием приходят на спортивные праздники, развлечения. Приглашаем не только родителей, но и бабушек, дедушек. Вся эта работа ведется для того, чтобы взрослые и дети не потеряли доверия, сохраняли добрые, уважительные отношения друг к другу и т.д.

Проведенная работа дала свои положительные результаты в следующем плане:

- укрепились связи родителей с педагогами ДОУ, повысилась их компетентность в данном вопросе;

- выросла осведомленность детей о себе, как о личности, о своей семье, своей малой Родине и России;

- улучшились взаимоотношения детей и их родителей и между сверстниками;

- возросла уверенность детей в себе и своих возможностях.

 

Список литературы:

1. КоломийченкоЛ.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Пермь: Синти Про, 2000.

4. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет: познавательно - игровые занятия / авт.-сост. О.Р.Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2012.

5. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л.А.Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2013.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...