«Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму»
Развитию мелких мышц у детей уделяли большое внимание педагоги, воспитатели и родители с давних времён. В настоящее время появились публикации таких материалов.
В журнале «Детский сад со всех сторон» №27 за июль 2003 г. имеется серия статей А.С.Симанович «Работы детского сада». Этот автор жил в дореволюционное время. Он оставил нам прекрасные уроки по работе детей с нетрадиционным материалом. А.С.Симанович предлагает методику работы по плетению, резьбе по дереву, вырезанию. Особый интерес вызывает техника выкалывания. В дореволюционной России одним из любимых занятий детей было выкалывание. Эту методику мы начали использовать в своей практике.
Из современных авторов, которые рассматривают данную тему, следует отметить пособие М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004. Автор предлагает задания, среди которых встречаются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала.
В журнале «Обруч» №5 за 2013 год опубликован ряд статей педагогов из Великого Новгорода «Самый дождливый проект», где авторы делятся опытом творения «чудес» из пробок, бусин, кусочков меха, салфеток, пластиковых бутылок и ложек.
В книге Рыжовой Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» в разделе «Игры и игрушки» предлагаются интересные работы с проволокой, игры с камешками.
Практическими пособиями по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму являются такие публикации, как: Гатанова Н., Тунина Е. «Развиваю мелкую моторику», Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет», Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», Никитина Т. «Играем…без игрушек», Филиппова С.О. «Подготовка дошкольников к обучению письму».
Вместе с тем отдельного издания по подготовке руки к письму с использованием нетрадиционного материала, где были бы собраны и описаны многочисленные техники, игры и упражнения, в библиографии нет.
Об актуальности подготовки руки дошкольника к письму с использованием нетрадиционного материала говорят следующие аргументы.
Подготовка руки к письму является составляющим компонентом готовности ребёнка к школе. Использование нетрадиционных материалов – это игры и упражнения, которые являются «мостиком» к школе. Они способствуют повышению учебной мотивации, снижают утомляемость детей на занятиях, помогают повысить качество подготовки детей к школе. Работа с нетрадиционным материалом развивает мелкую моторику, помогает в решении главной задачи логопедических групп: коррекции речи детей.
В работе над данной темой были поставлены следующие задачи: изучить имеющийся материал, обобщить в практической деятельности, а также доказать положительное влияние использования нетрадиционного материала на практике.
Проанализировав имеющийся материал, можно выделить три основных направления: использование нетрадиционного материала в непосредственно-образовательной деятельности, в свободной деятельности детей и в организации работы родителей с детьми.
Планируя занятия по подготовке к письму, за основу следует брать лексические темы, которые проходят дети подготовительной речевой группы согласно «Коррекционной программе воспитания и обучения детей».
В соответствии с темами был подобран нетрадиционный материал. Так, при прохождении темы «Части тела» в графу «использование нетрадиционного материала» включили изготовление фигурки человека из палочек и гороха; темы «Игрушки» - изготовление бус и браслетов для кукол из бусин и пуговиц; темы «Овощи» - раскладывание фасоли и гороха; темы «Фрукты» - выкладывание контура картинок фруктов из проволоки и цветных нитей; темы «Осень» - нанизывание рябины на зубочистку; темы «Посуда» - переливание воды из сосудов с широким горлом в узкое; темы «Продукты питания» - извлечение мелких предметов из банки с водой; темы «Обувь» - завязывание узелков и бантиков на шнурках; темы «Дикие и домашние животные» - выкладывание из скрепок, прищепок, семечек и круп.
Планируя занятия по ручному труду, выбираем те нетрадиционные материалы, которые представляют художественную и эстетическую направленность. Это поделки из проволоки, камешков, бисера, пенопласта, различных семечек, плодов рябины, а также выкалывание.
В свободной деятельности детей используем такие игры и упражнения: «Пальчиковый бильярд», «Игра на гуслях», «Кнопочки», «Найди предмет»; прокатывание колёсика, надетого на карандаш; плетение косичек, сматывание ниток в клубок, составление цепочек из металлических скрепок, раскладывание фишек, открыток, карточек, нанизывание на леску бусин, пуговиц; откручивание и закручивание крышек на баночках и флаконах; выкладывание из палочек, гороха, фасоли разных фигур; раскладывание в ячейки разных видов крупы, макаронных изделий, завинчивание и отвинчивание гаек на болтах и т.д.
Организация работы родителей с детьми по использованию нетрадиционного материала проводится в следующих формах:
1. Консультации для родителей, где проводится описание игр и упражнений с детьми по использованию нетрадиционного материала в домашних условиях.
2. Оформление и обновление папки – передвижки на тему «Обучение с увлечением», где даётся описание, схемы и рисунки игр и упражнений для родителей с детьми.
3. Изготовление и систематическое пополнение информационного стенда «Учимся, играя», где также представлены игры и упражнения с нетрадиционными материалами.
4. Аукцион идей среди родителей по придумыванию игр из бросового и нетрадиционного материала.
Приводим некоторые игры и упражнения, предложенные родителями в ходе аукциона:
- «Необычные шахматы» (раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске каждым пальчиком по очереди, группирование их по цвету, отстреливание щелчком и т.п.)
- «Надень напёрсток» (надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди)
- «Поработай на швейной машинке» (вращение ручки на детской швейной машинке двумя пальчиками правой руки по очереди: большим и указательным, большим и средним, большим и мизинцем; пальцы левой руки придерживают ткань или лист бумаги)
- «Разноцветный дождик» (подбрасывание и ловля крышек пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов)
- «Чистильщик обуви» (чистка обуви щёткой: щётку можно держать всеми пальцами, тремя или двумя поочерёдно)
«Весёлые щелчки» (пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках)
Использование нетрадиционного материала способствует развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияет на развитие умственных способностей детей, помогает решать учебные задачи. Например, такую как ориентировка в пространстве и на плоскости. Как известно, дети с трудом усваивают понятия слева, справа, верхний, нижний, левые и правые углы. Использование таких игр, как «Юные химики», «Лаборанты» (с пипетками), «Жонглёр» (с пробками), «Горные дороги» (со скрепками), «Курочка и зёрнышки» (с крупами) способствуют лучшему усвоению этих понятий.
Данные игры помогают закреплять количественный и порядковый счёт. Игры с горохом, рябиной и зубочистками, прищепками развивают зрительную память, глазомер.
Использование нетрадиционного материала на занятиях по математике (выкладывание по контуру цифр, геометрических фигур, арифметических знаков +,-, =,<,> из семечек, крупы, камешков, скрепок) повышает интерес к занятиям, способствует лучшему усвоению учебного материала, снимает усталость.
Переключение с одного вида деятельности на другой делает занятия динамичными и неутомительными для детей.
Через игры и упражнения с нетрадиционным материалом ребёнок совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает произвольное внимание.
Наконец, данные игры помогают в решении воспитывающих задач: вырабатывают у ребёнка трудолюбие, сосредоточенность, настойчивость, выдержанность, развивают любознательность.
Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом:
- Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.
- Завязывание узелков на шнурке, тесьме.
- Развязывание узелков (2 – 3).
- Нанизывание пуговиц на леску, шнурок.
- Закручивание и откручивание гаек с болта.
- Переливание воды из одного сосуда в другой.
- Извлечение бусин и пуговиц ложкой из ёмкости с водой.
- Наматывание ниток на катушку, разматывание.
- Сматывание ниток в клубок.
- Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.
- Соединение и разъединение скрепок.
- Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.
- Катание орехов или каштанов в ладонях.
- Плетение косичек из шнурков.
- Наматывание проволоки на карандаш.
- Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.
- Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.
- Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.
- Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.
- Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т.д.)
- Энергичное постукивание карандашом по обозначенным на листе точкам.
- Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»)
- Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»)
- Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей)
- Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.
- Постукивание скрепкой, фасолькой по нарисованным на листе кружкам, овалам, волнистым линиям, зигзагам.
- Пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.
- Чистка обуви щёткой.
- Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.
- Выкладывание фигур из зубочисток.
- Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.
- Перевод стрелок часов, заведение механических часов.
- Игры с колёсиком.
- Игры с пипетками.
- Игры с ключами от замков.
- Вращение ручки детской швейной машинки.
- Надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.
- Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.
- Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.
- Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).
Литература:
1. А.С. Симанович «Работы детского сада». - журнал «Детский сад со всех сторон» №27, июль 2003 г.
2. М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004.
3. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений».
Читайте также |
---|
Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»
Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...
Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…
Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»