«Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму»

 

Развитию мелких мышц у детей уделяли большое внимание педагоги, воспитатели и родители с давних времён. В настоящее время появились публикации таких материалов.

В журнале «Детский сад со всех сторон» №27 за июль 2003 г. имеется серия статей А.С.Симанович «Работы детского сада». Этот автор жил в дореволюционное время. Он оставил нам прекрасные уроки по работе детей с нетрадиционным материалом. А.С.Симанович предлагает методику работы по плетению, резьбе по дереву, вырезанию. Особый интерес вызывает техника выкалывания. В дореволюционной России одним из любимых занятий детей было выкалывание. Эту методику мы начали использовать в своей практике.

Из современных авторов, которые рассматривают данную тему, следует отметить пособие М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004. Автор предлагает задания, среди которых встречаются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала.

В журнале «Обруч» №5 за 2013 год опубликован ряд статей педагогов из Великого Новгорода «Самый дождливый проект», где авторы делятся опытом творения «чудес» из пробок, бусин, кусочков меха, салфеток, пластиковых бутылок и ложек.

В книге Рыжовой Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» в разделе «Игры и игрушки» предлагаются интересные работы с проволокой, игры с камешками.

Практическими пособиями по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму являются такие публикации, как: Гатанова Н., Тунина Е. «Развиваю мелкую моторику», Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет», Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», Никитина Т. «Играем…без игрушек», Филиппова С.О. «Подготовка дошкольников к обучению письму».

Вместе с тем отдельного издания по подготовке руки к письму с использованием нетрадиционного материала, где были бы собраны и описаны многочисленные техники, игры и упражнения, в библиографии нет.

Об актуальности подготовки руки дошкольника к письму с использованием нетрадиционного материала говорят следующие аргументы.

Подготовка руки к письму является составляющим компонентом готовности ребёнка к школе. Использование нетрадиционных материалов – это игры и упражнения, которые являются «мостиком» к школе. Они способствуют повышению учебной мотивации, снижают утомляемость детей на занятиях, помогают повысить качество подготовки детей к школе. Работа с нетрадиционным материалом развивает мелкую моторику, помогает в решении главной задачи логопедических групп: коррекции речи детей.

В работе над данной темой были поставлены следующие задачи: изучить имеющийся материал, обобщить в практической деятельности, а также доказать положительное влияние использования нетрадиционного материала на практике.

Проанализировав имеющийся материал, можно выделить три основных направления: использование нетрадиционного материала в непосредственно-образовательной деятельности, в свободной деятельности детей и в организации работы родителей с детьми.

Планируя занятия по подготовке к письму, за основу следует брать лексические темы, которые проходят дети подготовительной речевой группы согласно «Коррекционной программе воспитания и обучения детей».

В соответствии с темами был подобран нетрадиционный материал. Так, при прохождении темы «Части тела» в графу «использование нетрадиционного материала» включили изготовление фигурки человека из палочек и гороха; темы «Игрушки» - изготовление бус и браслетов для кукол из бусин и пуговиц; темы «Овощи» - раскладывание фасоли и гороха; темы «Фрукты» - выкладывание контура картинок фруктов из проволоки и цветных нитей; темы «Осень» - нанизывание рябины на зубочистку; темы «Посуда» - переливание воды из сосудов с широким горлом в узкое; темы «Продукты питания» - извлечение мелких предметов из банки с водой; темы «Обувь» - завязывание узелков и бантиков на шнурках; темы «Дикие и домашние животные» - выкладывание из скрепок, прищепок, семечек и круп.

Планируя занятия по ручному труду, выбираем те нетрадиционные материалы, которые представляют художественную и эстетическую направленность. Это поделки из проволоки, камешков, бисера, пенопласта, различных семечек, плодов рябины, а также выкалывание.

В свободной деятельности детей используем такие игры и упражнения: «Пальчиковый бильярд», «Игра на гуслях», «Кнопочки», «Найди предмет»; прокатывание колёсика, надетого на карандаш; плетение косичек, сматывание ниток в клубок, составление цепочек из металлических скрепок, раскладывание фишек, открыток, карточек, нанизывание на леску бусин, пуговиц; откручивание и закручивание крышек на баночках и флаконах; выкладывание из палочек, гороха, фасоли разных фигур; раскладывание в ячейки разных видов крупы, макаронных изделий, завинчивание и отвинчивание гаек на болтах и т.д.

Организация работы родителей с детьми по использованию нетрадиционного материала проводится в следующих формах:

1. Консультации для родителей, где проводится описание игр и упражнений с детьми по использованию нетрадиционного материала в домашних условиях.

2. Оформление и обновление папки – передвижки на тему «Обучение с увлечением», где даётся описание, схемы и рисунки игр и упражнений для родителей с детьми.

3. Изготовление и систематическое пополнение информационного стенда «Учимся, играя», где также представлены игры и упражнения с нетрадиционными материалами.

4. Аукцион идей среди родителей по придумыванию игр из бросового и нетрадиционного материала.

Приводим некоторые игры и упражнения, предложенные родителями в ходе аукциона:

- «Необычные шахматы» (раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске каждым пальчиком по очереди, группирование их по цвету, отстреливание щелчком и т.п.)

- «Надень напёрсток» (надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди)

- «Поработай на швейной машинке» (вращение ручки на детской швейной машинке двумя пальчиками правой руки по очереди: большим и указательным, большим и средним, большим и мизинцем; пальцы левой руки придерживают ткань или лист бумаги)

- «Разноцветный дождик» (подбрасывание и ловля крышек пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов)

- «Чистильщик обуви» (чистка обуви щёткой: щётку можно держать всеми пальцами, тремя или двумя поочерёдно)

«Весёлые щелчки» (пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках)

Использование нетрадиционного материала способствует развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияет на развитие умственных способностей детей, помогает решать учебные задачи. Например, такую как ориентировка в пространстве и на плоскости. Как известно, дети с трудом усваивают понятия слева, справа, верхний, нижний, левые и правые углы. Использование таких игр, как «Юные химики», «Лаборанты» (с пипетками), «Жонглёр» (с пробками), «Горные дороги» (со скрепками), «Курочка и зёрнышки» (с крупами) способствуют лучшему усвоению этих понятий.

Данные игры помогают закреплять количественный и порядковый счёт. Игры с горохом, рябиной и зубочистками, прищепками развивают зрительную память, глазомер.

Использование нетрадиционного материала на занятиях по математике (выкладывание по контуру цифр, геометрических фигур, арифметических знаков +,-, =,<,> из семечек, крупы, камешков, скрепок) повышает интерес к занятиям, способствует лучшему усвоению учебного материала, снимает усталость.

Переключение с одного вида деятельности на другой делает занятия динамичными и неутомительными для детей.

Через игры и упражнения с нетрадиционным материалом ребёнок совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает произвольное внимание.

Наконец, данные игры помогают в решении воспитывающих задач: вырабатывают у ребёнка трудолюбие, сосредоточенность, настойчивость, выдержанность, развивают любознательность.

 

Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом:

- Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.

- Завязывание узелков на шнурке, тесьме.

- Развязывание узелков (2 – 3).

- Нанизывание пуговиц на леску, шнурок.

- Закручивание и откручивание гаек с болта.

- Переливание воды из одного сосуда в другой.

- Извлечение бусин и пуговиц ложкой из ёмкости с водой.

- Наматывание ниток на катушку, разматывание.

- Сматывание ниток в клубок.

- Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.

- Соединение и разъединение скрепок.

- Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.

- Катание орехов или каштанов в ладонях.

- Плетение косичек из шнурков.

- Наматывание проволоки на карандаш.

- Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.

- Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.

- Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.

- Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.

- Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т.д.)

- Энергичное постукивание карандашом по обозначенным на листе точкам.

- Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»)

- Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»)

- Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей)

- Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.

- Постукивание скрепкой, фасолькой по нарисованным на листе кружкам, овалам, волнистым линиям, зигзагам.

- Пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.

- Чистка обуви щёткой.

- Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.

- Выкладывание фигур из зубочисток.

- Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.

- Перевод стрелок часов, заведение механических часов.

- Игры с колёсиком.

- Игры с пипетками.

- Игры с ключами от замков.

- Вращение ручки детской швейной машинки.

- Надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.

- Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.

- Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.

- Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).

 

Литература:

1. А.С. Симанович «Работы детского сада». - журнал «Детский сад со всех сторон» №27, июль 2003 г.

2. М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004.

3. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...