«Искусство управлять общением»

«Благодарность - это богатство,
а жалоба – нищета»

Исследователи показывают важность психолого-педагогической грамотности воспитателя в общении с родителями. Отсутствие ее рождает своеобразный психологический барьер, отчужденность, неприязнь, препятствует открытому, доверительному взаимному общению. И в этом им на помощь приходит педагог- психолог, который использует активные методы общения, проводит консультации, индивидуальные беседы, тренинговые упражнения и ряд других мероприятий которые помогут воспитателю в его проблеме.

Воспитатель должен владеть психологической компетентностью, которая включает в себя гностические и коммуникативные умения. Формирование первых основывается на знании детских и семейных психологии, понимании закономерностей и особенностей личности родителей и жизни ребенка в семьях разных типов; они связаны с наличием у воспитателя психологической наблюдательности. Гностические умения дают возможность познать «предмет деятельности». Коммуникативные умения помогают «встретиться» с внутренним миром родителей по общению, поддерживать контакт с ним. Для развивающего общения воспитателя с родителями нужно осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть собой, своим эмоциональным состоянием, голосом, мимикой, движениями, взять под контроль собственную неприязнь. Известный психолог К.Роджерс выделял в качестве важнейших коммуникативных качеств умение быть самим собой, понимание внутреннего мира другого человека (эмпатия), безусловное принятие другого, бескорыстную доброжелательность и теплоту. Проведя диагностические мероприятия по изучению профессиональных затруднений можно сделать выводы, в какой же конкретной помощи нуждаются сегодня наши воспитатели. Опросы показывают, что в числе типичных проблем часто встречаются следующие:

1. Как вести себя с родителями, когда они выражают недовольство, работой воспитателя, считая детский сад единственно обязанным воспитывать их ребенка и готовить к школе.

2. Как работать с трудными семьями, с семьями разных социальных слоев

3. Как доказать родителям опасность для ребенка, когда его одного отправляют в детский сад

4. Как сделать так, чтобы родители не относились к воспитателю как к «пастуху», который «пасет» их детей

5. Как общаться с родителями – алкоголиками

6. Как рассказать родителям об агрессивности их ребенка

7. Какие существуют методы эффективного воздействия на родителей

8. Почему родители не помогают в благоустройстве участка детского сада, не приходят на родительские собрания и ряд других.

Категории родителей, с которыми воспитателю трудно работать, это:

1. Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию ребенка

2. Родители, не проявляющие интереса к своим детям

3. Пьющие родители, любящие погулять в ущерб ребенку

4. Родители, для которых ребенок-обуза

5. Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо

6. Безразличные родители к работе детского сада

7. Родители с невысокой культурой, малообразованные в области педагогики психологии семейного воспитания.

Исходя из анкетирования, несложно заметить, что главная причина, отнесения родителей к «трудным» лежит именно в области психологии межличностного общения. Анализ профессиональных затруднений показывает, что наибольший процент связан с незнанием методики, форм и содержания сотрудничества с родителями, а не с недостатком овладения психотехникой общения, особенно в проблемных ситуациях межличностных отношений.

Выделим ряд направлений консультативной помощи педагога-психолога.

1. Обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, особенностях развития детско-родительских отношений

2. Совершенствование социально-психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации

3. Овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.

При осуществлении консультативной помощи педагогом психологом использовался следующий диагностический материал:

1. Опросник «мои плюсы и минусы» в общении с родителями

Цель: анализ педагогов профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении актуальной для себя тематики консультативной помощи.

2. Тестовый вопросник воспитателя

Цель: изучить особенности понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

3. Памятка воспитателю «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта»

4. Стиль воспитания ребенка в семье (для родителей)

Систематическая коррекционно-регулирующая работа с воспитателями по взаимодействию с семьей дает возможность пополнить знания, вызвать профессиональный интерес к тому, как устанавливать контакт с семейным миром дошкольника, загадочным, не всегда понятным, порой закрытым, но притягательным. И от всего нашего педагогического коллектива детского сада зависит, как сделать так, чтобы воспоминания о детях наполнялись трепетным, волнующими чувствами, полными профессиональной уверенности, что мы движемся навстречу душу и разуму родителей, а не в противоположную сторону, все больше отдаляясь от них.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...