«Искусство управлять общением»
«Благодарность - это богатство,
а жалоба – нищета»
Исследователи показывают важность психолого-педагогической грамотности воспитателя в общении с родителями. Отсутствие ее рождает своеобразный психологический барьер, отчужденность, неприязнь, препятствует открытому, доверительному взаимному общению. И в этом им на помощь приходит педагог- психолог, который использует активные методы общения, проводит консультации, индивидуальные беседы, тренинговые упражнения и ряд других мероприятий которые помогут воспитателю в его проблеме.
Воспитатель должен владеть психологической компетентностью, которая включает в себя гностические и коммуникативные умения. Формирование первых основывается на знании детских и семейных психологии, понимании закономерностей и особенностей личности родителей и жизни ребенка в семьях разных типов; они связаны с наличием у воспитателя психологической наблюдательности. Гностические умения дают возможность познать «предмет деятельности». Коммуникативные умения помогают «встретиться» с внутренним миром родителей по общению, поддерживать контакт с ним. Для развивающего общения воспитателя с родителями нужно осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть собой, своим эмоциональным состоянием, голосом, мимикой, движениями, взять под контроль собственную неприязнь. Известный психолог К.Роджерс выделял в качестве важнейших коммуникативных качеств умение быть самим собой, понимание внутреннего мира другого человека (эмпатия), безусловное принятие другого, бескорыстную доброжелательность и теплоту. Проведя диагностические мероприятия по изучению профессиональных затруднений можно сделать выводы, в какой же конкретной помощи нуждаются сегодня наши воспитатели. Опросы показывают, что в числе типичных проблем часто встречаются следующие:
1. Как вести себя с родителями, когда они выражают недовольство, работой воспитателя, считая детский сад единственно обязанным воспитывать их ребенка и готовить к школе.
2. Как работать с трудными семьями, с семьями разных социальных слоев
3. Как доказать родителям опасность для ребенка, когда его одного отправляют в детский сад
4. Как сделать так, чтобы родители не относились к воспитателю как к «пастуху», который «пасет» их детей
5. Как общаться с родителями – алкоголиками
6. Как рассказать родителям об агрессивности их ребенка
7. Какие существуют методы эффективного воздействия на родителей
8. Почему родители не помогают в благоустройстве участка детского сада, не приходят на родительские собрания и ряд других.
Категории родителей, с которыми воспитателю трудно работать, это:
1. Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию ребенка
2. Родители, не проявляющие интереса к своим детям
3. Пьющие родители, любящие погулять в ущерб ребенку
4. Родители, для которых ребенок-обуза
5. Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо
6. Безразличные родители к работе детского сада
7. Родители с невысокой культурой, малообразованные в области педагогики психологии семейного воспитания.
Исходя из анкетирования, несложно заметить, что главная причина, отнесения родителей к «трудным» лежит именно в области психологии межличностного общения. Анализ профессиональных затруднений показывает, что наибольший процент связан с незнанием методики, форм и содержания сотрудничества с родителями, а не с недостатком овладения психотехникой общения, особенно в проблемных ситуациях межличностных отношений.
Выделим ряд направлений консультативной помощи педагога-психолога.
1. Обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, особенностях развития детско-родительских отношений
2. Совершенствование социально-психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации
3. Овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.
При осуществлении консультативной помощи педагогом психологом использовался следующий диагностический материал:
1. Опросник «мои плюсы и минусы» в общении с родителями
Цель: анализ педагогов профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении актуальной для себя тематики консультативной помощи.
2. Тестовый вопросник воспитателя
Цель: изучить особенности понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.
3. Памятка воспитателю «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта»
4. Стиль воспитания ребенка в семье (для родителей)
Систематическая коррекционно-регулирующая работа с воспитателями по взаимодействию с семьей дает возможность пополнить знания, вызвать профессиональный интерес к тому, как устанавливать контакт с семейным миром дошкольника, загадочным, не всегда понятным, порой закрытым, но притягательным. И от всего нашего педагогического коллектива детского сада зависит, как сделать так, чтобы воспоминания о детях наполнялись трепетным, волнующими чувствами, полными профессиональной уверенности, что мы движемся навстречу душу и разуму родителей, а не в противоположную сторону, все больше отдаляясь от них.
Читайте также |
---|
«Магазинчик»
«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...
Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»
Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...