К духовному возрождению семьи

 

«Пустите детей приходить ко Мне

и не препятствуйте им,

ибо таковых есть Царствие Божие»

(Евангелие от Марка, 10:4.)

 

События последнего времени подтверждают, что утрата духовных ценностей, забвение культурных традиций многовековой истории России оказывает негативное влияние на общественное сознание всех слоев и возрастных групп населения страны. Дефицит духовности ощутимо отражается на внутреннем мире человека. Благородство характера, уважение и почтение к старшим, культура речи и поведения раньше для многих людей были принципами жизни, сегодня считаются пережитком прошлого. Гибнут духовные традиции, красивые манеры, меняются вкусы далеко не в лучшую сторону.

Современная жизнь общества диктует необходимость духовного возрождения, возвращения к приоритетам - любви к Отечеству, памяти истории нации и уважению к старшим.

В педагогической литературе духовность часто связывают с воспитанием нравственности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк) и изучением взаимоотношений детей (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Зачастую оно приравнивается к воспитанию нравственности и патриотизма, хотя это разные философские категории.

Нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле.

Патриотизм - больше политический принцип, выражающий социальное чувство любви к Отечеству, и готовность человека подчинить свои личные интересы государственным.

Духовность же - это высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Духовность пронизывает все человеческое естество - «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Послание Апостола Павла к Коринфянам, 10:31). «Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия,… благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых» (Иеромонах Иоанн Кологривов «Очерки по истории русской святости»).

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда ребенок, как губка впитывает в себя все, что его окружает. И от того, что он впитает – мультфильмы сомнительной нравственности, компьютерные «стрелялки» или истины Библии, уроки благочестивой жизни святых – зависит его будущее, и будущее страны в целом.

Одним педагогам дошкольных учреждений невозможно воспитать в ребенке духовность. Каким бы положительным или даже духовным ни было воспитание в детском саду, ребенок, придя домой, видит взаимоотношения между родителями; их интересы, слова, поступки, весь образ жизни оказывают гораздо большее влияние на развитие ребенка, чем истины, заложенные в детском саду. Поэтому успешное формирование духовных ценностей малыша в значительной мере зависит от духовного состояния семьи. Мудрый Соломон обращался к родителям: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи, 22:6).

Только при условии совместных усилий родителей и педагогов, единой системы воспитания ребенка дома и в дошкольном учреждении, возможно духовное обновление и развитие ребенка.

К сожалению, в современном обществе одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере является разрушение традиционных устоев семьи.

Супружеские отношения перестали быть выражением духовного единения, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я». Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших заменены активным противостоянием авторитету взрослых и игнорированием мнения родителей. Культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к падению социального престижа материнства и отцовства. Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, как родительской любви, труда и усилий, направленных на установление нравственной общности с детьми. Некоторые родители стремятся «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого общения, участия и поддержки. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.

Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, но часто провоцирует их ко греху.

Кроме того, в СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко и тонут в потоке второстепенной информации и откровенной пошлости. Массовая культура стала орудием нравственного растления, пропагандирующая насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превознося «свободную любовь", половую распущенность и всевозможные извращения.

Выход из сложившейся ситуации в укреплении семьи через восстановление в сознании родителей ценности брака, престижа материнства и отцовства, возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций.

Наше дошкольное учреждение три года являлось муниципальной экспериментальной площадкой по созданию вариативной модели системы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе УМК программы «Истоки». Опыт проведенной работы показал, что начинать духовное воспитание ребенка необходимо с изменения семейных отношений, возрождения традиций и чувства ответственности родителей за будущее своего ребенка, как гражданина страны. Для этого нами была разработана программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Наши истоки» при активном взаимодействии с родителями, которую можно разделить на несколько направлений: духовно-образовательное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое.

 

Духовно-образовательное направление

Встречи со священнослужителями, беседы и семинары открыли родителям мир духовной жизни. Христианские приоритеты – стремление к нравственной чистоте, гармонии с окружающим миром, ценности брака, незлобливости и умиротворенности – для многих оказались откровением. Проводимые в дошкольном учреждении родительские собрания на духовно-нравственные темы и конференции, где активно обсуждались вопросы нравственности, перед большинством родителей поставили вопрос: имеет ли Бог значение для меня? Могу ли я жить по законам любви и научить этому своего ребенка?

Информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, организация библиотеки, экскурсии вместе с детьми к храму, серия активных занятий совместных с родителями, предусмотренных программой «Наши истоки», привели родителей к переосмыслению своей жизненной позиции и посещению богослужений.

 

Воспитательно-оздоровительное направление

Поскольку наше дошкольное учреждение имеет приоритет физического развития детей, мы много внимания уделяем оздоровлению воспитанников. Проводимые в рамках программы «Наши истоки» вместе с родителями праздники, развлечения, походы на природу и работа родительского клуба «Здоровье» во многом способствуют ознакомлению родителей с особенностями воспитания детей, повышают их компетентность в вопросах психического и физиологического развития ребенка.

В ходе общения с родителями возник вопрос о правильности высказывания «В здоровом теле – здоровый дух», и после дискуссии родители пришли к выводу, что лишь имея «здоровый дух», то есть христианское духовное мышление, человек может иметь истинно «здоровое тело», заботясь о гармоничном развитии духа, души и тела. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога… Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Послание Апостола Павла к Коринфянам, 6:19).

 

Культурно-познавательное направление

В программе «Наши истоки» активно используется этно-культурный компонент: прослушивание духовных песнопений, праздничных колокольных звонов, разучивание народных песен, хороводов и игр, ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами, архитектурой храмов и иконописью.

Во время проведения активных совместных с родителями занятий, многие из них впервые познакомились с особенностями русских промыслов, отмечая богатство, разнообразие и самобытность русской национальной культуры.

Участвуя в активных занятиях, постановке совместных мини-спектаклей, вместе отмечая именины детей, родители делились семейными традициями, вспоминали устои их бабушек и дедушек.

Постепенно, ненавязчиво, в увлекательной форме происходило сближение родителей друг с другом и воспитателями, завязывались дружеские отношения на нравственно более высоком уровне, родители больше времени проводили в общении с детьми.

 

Нравственно-трудовое направление

Активное участие родителей в жизни дошкольного учреждения – это участие в жизни своего ребенка. Изготовление родителями вместе с детьми несложных атрибутов к праздникам – для ребенка очень значимое проявление заботы о нем, знание его нужд. Такая позиция для многих родителей оказалась откровением, и они изменили свое мнение о просьбах воспитателей, помочь в подготовке к утреннику или выставке.

Программой «Наши истоки» предусмотрено оформление портфолио в процессе всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении, в этом родители должны ему помогать. В портфолио имеются «Семейные странички», которые заполняют все члены семьи. Систематичность этой работы сближает родителей и детей, увеличивает время их общения на духовные темы, побуждает родителей читать вместе с детьми нравственные истории, вспоминать любимые песни и стихи бабушек и дедушек и т.д.

Традиционно в детских садах воспитанники готовят родителям подарки к празднику. Но в третий год экспериментальной работы, когда у родителей уже имелся багаж нравственного и даже духовного общения с детьми, чтобы научить их более откровенно выражать свои чувства к ребенку, мы решили предложить им своими руками сделать небольшой подарок детям к празднику Светлой Пасхи. Какой же родитель позволит, чтобы у другого ребенка подарок был, а его собственный остался ни с чем! Какое это было разнообразие, буйство воображения и истинного мастерства. Это был удивительный опыт выражения заботы, душевного тепла и любви родителей к своему ребенку! И самое прекрасное, что в тот год в городском конкурсе «Пасхальные мотивы» участвовало более двухсот работ наших воспитанников вместе с их родителями.

 

В результате трехлетней работы родители стали больше проводить времени с детьми, обогатился их духовный опыт. Родители отмечали, что дети стали более послушны и спокойны, а они сами уравновешенны, терпеливы и внимательны, понимая нужды и возрастные возможности детей.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Работа по программе «Наши истоки», сблизившая детей, родителей и педагогов дала положительные результаты. В семейных отношениях стало больше проявляться милосердия, сострадания, стремления к добру и неприятие зла.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...

Проект «К нам приходит Новый год!»

Проект «К нам приходит Новый год!» (Для детей 6-7 лет) Информационная карта Название проекта К нам приходит Новый год! Актуальность Всем известно, что самый любимый праздник...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Читайте также

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям»

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях. Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Развивать...