Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста

 

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н.Рыжова).

В последние десятилетия стал активно исследоваться этический, нравственный аспект отношения человека к природе (В.Р. Арсеньев, Г.Д. Гачев, Н.С. Дежников, В.Н. Денисов, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, В.А. Ясвин и др.)

Авторы выдвинули положение о необходимости органического соединения нравственного и просветительского аспекта в целостном процессе формирования особого гуманного отношения личности к природе, определяя такой тип отношения как нравственный, субъективно-этический. В таком случае природный мир выступает в качестве субъекта. Партнера (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), а животные, растения, целые экосистемы включают в сферу человеческой этики (Н.Ф. Виноградова, В.Н, Денисов).

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Т.В. Глазкова в своих исследованиях отмечает положительное воздействие на экологическое воспитание детей народных игр. Так как многие из них связанны с природой. Эти игры развивают мышление и воображение, направлены на приобщение детей к добру, взаимопомощи.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Р.И. Жуковская видит прямую связь между занятием и игрой и делает вывод, что для становления самостоятельной сюжетно-ролевой игры необходимо проверить в качестве обучающего этапа специальные игры-занятия. Об этом же свидетельствуют и исследования других ученых – А.Н. Фроловой, Н.Я. Михайленко, С.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС).

Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников. Нами было проведено исследование с целью выявления эффективности использования игр в экологическом образовании.

Разработкой классификации игр занимались многие педагоги психогоги Ф.

Фребель, Ф. Кентра, К. Бюллер, В. Штерн, С.А. Шлаков, О.С. Газман и др. такие классификации, созданные разными авторами в разное время, опираются на происхождение игр или их воспитательную роль, на характер отношения действительности в играх, или на чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие в игре игрового материала) и т.д.

В основу одного из последних вариантов классификации детских игр С.Л.Новоселова, не отрицая рациональность прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об игре, закладывает категорию «инициативы», исходящей из субъектов игры. В связи с этим представляется возможным выделить три класса игр.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры. Второй класс – игры. Возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: «Тонет – не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки» и др.

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин».

Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как «Времена года», «Какой сегодня день?», позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: «Что за птица прилетела?»; «Какое море?» и другие.

К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовить лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы.

Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны. КВН, «Поле чудес» и другие. Расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие.

Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них «Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень» и другие.

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонок, провожают зиму. И прочее. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты. Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета», «Мягкий, колючий».

В своем исследовании мы использовали все виды игр в комплексе. Нами была разработана система работы по экологическому образованию с использованием разнообразных видов игр. В своей работе мы использовали занятия в форме путешествий, игрушки-аналоги, включали в разные мероприятия игровые персонажи. Например, Доктор Айболит проводит профилактический осмотр растений, животных, дает рекомендации по сохранению здоровья, оценивает заботу детей об обитателях уголка природы. На занятии «земная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями» мы учили детей по внешним особенностям растений определять их состояние, выявлять недостающие условия, определять способы ухода за растениями. Игра «Грибная поляна» проводилась с целью закрепления знаний о съедобных и несъедобных грибах. Игра «Спланируй город» способствовала формированию у детей элементарных представлений об экологии города, формированию умения, опираясь на карту, составлять макет города из крупного строителя. Игра «Вся земля» познакомила детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте. Игра «Приготовь лекарство» способствовала закреплению знанию детей о лекарственных растениях. Игра «Построй домик животному» позволила закрепить знания об особенностях жизни диких животных, месте их обитания, способах защиты от врагов.

Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволило нам решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом. Так как дети легче осваивают знания о зависимостях, существующих в природе, об отношении к живым существам.

Нами была организована экологическая тропа. Основными формами работы на ней с дошкольниками стали игра, систематические наблюдения, моделирующая деятельность, совместные трудовые мероприятия. Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продумана так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный практический подход к экологическому воспитанию. В том числе и к такой проблеме, как охрана природы. У нас есть цветник, экологические лаборатория, идет работа по усовершенствованию экологической тропы.

По результатам проделанной работы нами было отмечено, что у детей значительно повысился уровень сформированности экологических представлений. Знания детей стали более обобщенными и системными. У детей сформированы представления о живой и неживой природе, взаимодействии в природе, о природопользовании, об охранной деятельности человека и др.

Значительные изменения мы увидели и в сформированности стратегий взаимодействия с природой. Дети стали более самостоятельны в постановке цели труда, отборе оборудования для труда. Трудовые действия стали выполнятся более качественно. Дети научились комментировать свои действия.

У детей наблюдалось повышение уровня эмоциональной отзывчивости на красоту природы. Появились признаки заботливого, бережного отношения к природе, желание выполнять правила поведения в природе.

Проведенная работа показывает, что при целенаправленном использовании комплекса экологических игр и творчески организованной работе с детьми возможно повышение их экологической воспитанности.

 

Список используемой литературы:

1. Зебзеева В.А. О комплексном использовании игр в экологическом образовании дошкольников // Педагогический журнал. 2003.№ 217. С. 28-30.

2. Менджерицкая Д.В. воспитателю о детской игре. М.: просвещение, 1982.

3. Николаева С.Н. место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996.

4. Николаева С.Н. Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей. М.: Новая школа. 1996.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1989.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования До 2022 года наше общество развивалось с сознанием того, что война никогда...

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим…

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в…

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в дошкольном учреждении Идея образовательного события возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...