Пробуждение у детей интереса к праздникам и традициям русского народа средствами фольклора.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем, оказывается, очень поверхностно. Что забутило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели? Ответить на эти вопросы поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, переживания. Задача эта – на года, поэтому в течении нескольких лет в нашем детском саду проводится работа по приобщению детей ко все видам национального искусства- от архитектуры до орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому детям интересно было увидеть русский народный костюм, лапти, рушники с оригинальной вышивкой, самотканые половики, чугун, самовар, деревянные ложки. В повседневной жизни детей, знания, полученные на занятиях, также применяются. В младших группах подбираются потешки, прибаутки, колыбельные песенки, которые используются в играх. Для детей старшего возраста - это знакомство с пословицами, поговорками, небылицами, закличками, в которых кратко и метко оценивают некоторые жизненные позиции, высмеивают различные человеческие недостатки, восхваляют положительные качества.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду.
Большую радость приносит детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки, рассказ об их истории возникновения, мастерах. Используются дидактические и хороводные игры с участием матрешки. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в фольклорном кружке « Рябинушка». Итогом всех занятий являются календарные народные праздники, в которых дети принимают большое участие. Это, Святки, встреча и проводы Масленицы, заклички птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, которые сегодня почти исчезли из детства, а ведь игра, как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию, а использование разученных детьми прибауток, считалок, скороговорок делают ее более интересной. Также ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство с народными инструментами начинаем с младших групп - это барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Дети старшего возраста уже знают историю создания инструментов, а так же знакомятся с другими инструментами: арфа, дудки, гусли, балалайка, гармошка, трещотка. Все эти знания и умения играть на инструментах применяются в участии в шумовом оркестре, исполнении ими песен, плясок, что способствует музыкальному развитию детей. Обязательно на праздники приходят гости, родители, которые принимают участие в веселых подвижных играх, плясках, хоровод ах. И самое главное - усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами». Всякому гостю найдется и местечко и словечко: «Чем богаты- тем и рады». Все это подводит к пониманию того, что русский праздник-это всегда хлебосольный стол. На празднике используются и драматические действия, к которым относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, костюмирования, декорации и нередко требует употребления жестов и мимики.
Итак, человек, введенный в фольклор, который включает в себя все виды народного искусства - поэзию, музыку, танцы, игры, живопись, ремесло, промысел, верование, обычаи - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе других людей, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…
Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...
Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…
Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...