Пробуждение у детей интереса к праздникам и традициям русского народа средствами фольклора.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем, оказывается, очень поверхностно. Что забутило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели? Ответить на эти вопросы поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, переживания. Задача эта – на года, поэтому в течении нескольких лет в нашем детском саду проводится работа по приобщению детей ко все видам национального искусства- от архитектуры до орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому детям интересно было увидеть русский народный костюм, лапти, рушники с оригинальной вышивкой, самотканые половики, чугун, самовар, деревянные ложки. В повседневной жизни детей, знания, полученные на занятиях, также применяются. В младших группах подбираются потешки, прибаутки, колыбельные песенки, которые используются в играх. Для детей старшего возраста - это знакомство с пословицами, поговорками, небылицами, закличками, в которых кратко и метко оценивают некоторые жизненные позиции, высмеивают различные человеческие недостатки, восхваляют положительные качества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду.

Большую радость приносит детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки, рассказ об их истории возникновения, мастерах. Используются дидактические и хороводные игры с участием матрешки. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в фольклорном кружке « Рябинушка». Итогом всех занятий являются календарные народные праздники, в которых дети принимают большое участие. Это, Святки, встреча и проводы Масленицы, заклички птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, которые сегодня почти исчезли из детства, а ведь игра, как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию, а использование разученных детьми прибауток, считалок, скороговорок делают ее более интересной. Также ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство с народными инструментами начинаем с младших групп - это барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Дети старшего возраста уже знают историю создания инструментов, а так же знакомятся с другими инструментами: арфа, дудки, гусли, балалайка, гармошка, трещотка. Все эти знания и умения играть на инструментах применяются в участии в шумовом оркестре, исполнении ими песен, плясок, что способствует музыкальному развитию детей. Обязательно на праздники приходят гости, родители, которые принимают участие в веселых подвижных играх, плясках, хоровод ах. И самое главное - усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами». Всякому гостю найдется и местечко и словечко: «Чем богаты- тем и рады». Все это подводит к пониманию того, что русский праздник-это всегда хлебосольный стол. На празднике используются и драматические действия, к которым относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, костюмирования, декорации и нередко требует употребления жестов и мимики.

Итак, человек, введенный в фольклор, который включает в себя все виды народного искусства - поэзию, музыку, танцы, игры, живопись, ремесло, промысел, верование, обычаи - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе других людей, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Читайте также

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Путешествие в Африку

Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»