«Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Предупреждение нарушения звуковой аналитико-синтетической активности детей — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и дисграфией существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте.
На сегодняшний день возросли требования к выпускникам детских садов. Согласно ФГОС у ребенка должна быть развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. У воспитанника должны быть сформированы звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении дисграфии. Применяя его на практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи.
В процессе коррекционной работы, прежде всего, у детей должно сформироваться умение контролировать своё произношение, а также умение исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой.
Однако, в действительности ситуация выглядит иначе. Исследования изобразительно-графических способностей детей подготовительной группы, из методики раннего выявления дисграфии А.Н. Корнева, показали следующие результаты. Детям предлагался тест-рисунок: «дом, дерево, человек», без каких-либо дополнительных указаний.
После подведения итогов выяснилось, что 70% детей данной группы составляют группу риска по дисграфии. В рисунках отсутствовало большинство существенных деталей. 30% детей показали незрелость изобразительных способностей. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении грамоте. Как показали исследования А.Н. Корнева, при выявлении дисграфии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, звуковая аналитико-синтетическая активность детей может быть доведена до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную графическую форму слова в условиях звукового восприятия.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Несомненно, что у описываемых детей нарушения письменной речи связаны с недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова. Этим объясняются и такие ошибки при письме, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д.... На основании проведенного анализа практической деятельности ДОУ можно выделить ряд недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. При этом можно отметить ряд типичных проблем по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей.
В результатах:
1. не узнавание неречевых звуков;
2. ребенок не различает одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3. не может различать слова, близкие по звуковому составу;
4. не дифференцирует слоги;
5. не может дифференцировать фонемы;
6. не происходит развитие навыков элементарного звукового анализа.
Проблемы в условия профессиональной деятельности:
-
Необходимость повышения квалификации педагогов;
-
Педагогическая запущенность детей;
-
Растет количество детей со II и III группами здоровья;
-
Более 40% детей имеют заболевания нервной системы, следовательно, дети имеют речевые нарушения.
Недостатки в процессе деятельности ДОУ:
-
Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми из-за их недоступности;
- Недостаточно сформирована активная позиция родителей.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного
Однако, реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, непременно можно столкнуться с рядом недостатков:
-
Недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений, необходимое для процесса внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС вошёл в систему дошкольного образования без пакета сопутствующих документов, которые необходимы педагогам для его реализации на практике. Вследствие этого в настоящее время и наука, и практика переживают сложный переходный период из-за затруднений полноценного введения приказа в действие.
- Нехватка грамотно разработанных методических пособий и материалов, помогающих реализовывать ФГОС.
- В методической литературе нет синхронности комплексно – тематического планирования и проведения непосредственно образовательной деятельности.
-
Необходимость изменения сознания педагогических кадров. В нашем современном обществе люди, работающие в системе образования, учились еще в советской школе, где приоритетом было формирование знаний, умений и навыков. Фундаментальные знания были необходимы. Однако, только обладающий инновационным стилем мышления педагог может произвести модернизацию педагогических технологий. Поэтому, обновив структуру образовательных стандартов, организовав работу по содержанию требований к образовательной программе, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт, следует изменить систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, основной базой которой будет развитие творческого мышления педагога.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В процессе изменения в содержании деятельности ДОУ предполагается, что ФГОС ДО в пункте 2.6 ориентирует ДОУ в познавательной области речевое развитие на:
-
Овладение речью как средством общения;
-
Обогащение активного словаря;
-
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-
Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей. Традиционную работу необходимо перестроить так, чтобы основной вид деятельности ребенка-дошкольника – игра – стал ведущим, и само проведение занятий стало более непринужденным и исходило из интересов и желаний ребенка. При проведении занятий должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Традиционную работу следует дополнить системой упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
► Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
√ Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
√ Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
√ Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
√ Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
√ Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
► Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
√ Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
√ Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
► Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
√ Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
► Четвертый уровень - различение слогов
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
√ Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
► Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
► Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза
Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
√ Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (мпа, мы.о, .ук, ку.ак).
Для привлечения родителей, как активных участников образовательного процесса возможно следующее содержание деятельности.
Консультация на тему: «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребёнка, разработка дидактического материала по звукопроизношению для занятий в домашних условиях»;
Выставка пособий по наглядному моделированию: «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза»;
Ширма «Звуки и их характеристика»;
Мультимедийная презентация: «Вспомогательные схематические средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка фонематических процессов»;
Ширма-выставка: «Звуки, слоги и слова»;
Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»;
Игра «Что? Где? Когда?»;
Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников через наглядное моделирование»;
«Акция от логопеда» - конкурс «Звуки, как мы их видим»;
Выставка дидактического и методического пособия на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
«В помощь родителям»;
Методические рекомендации родителям по закреплению произносительных навыков;
Ширма-выставка: «Звуки и буквы. Слово и предложение» (с использованием схем). Викторина для родителей и детей «Я звуки знаю лучше всех». Мультимедийная презентация: «Дружим со звуками и буквами»;
В течение года Индивидуальные консультации «На огонек».
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов необходимо внести существенные изменения в условия. Прежде всего, необходимо:
1. Профессиональное развитие педагогических работников (логопеда, воспитателей);
2. Консультативная поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам данной проблемы;
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
4. Становление детей и их родителей субъектами образовательного процесса;
5. Улучшение материально-технического обеспечения (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).Каждому воспитателю необходим ноутбук или компьютер для введения и использования интерактивных средств в работе с детьми. Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
7. Нормативно - правовые документы: конвенции ООН «О правах ребёнка». За основу взято Рекомендательное письмо М.О.Р.Ф. «Об открытии и функционировании интегрированных групп в МДОУ для детей с различными проблемами в развитии».
Читайте также |
---|
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...
Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»
Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...