«Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

 

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Предупреждение нарушения звуковой аналитико-синтетической активности детей — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и дисграфией существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте.

На сегодняшний день возросли требования к выпускникам детских садов. Согласно ФГОС у ребенка должна быть развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. У воспитанника должны быть сформированы звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении дисграфии. Применяя его на практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи.

В процессе коррекционной работы, прежде всего, у детей должно сформироваться умение контролировать своё произношение, а также умение исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой.

Однако, в действительности ситуация выглядит иначе. Исследования изобразительно-графических способностей детей подготовительной группы, из методики раннего выявления дисграфии А.Н. Корнева, показали следующие результаты. Детям предлагался тест-рисунок: «дом, дерево, человек», без каких-либо дополнительных указаний.

После подведения итогов выяснилось, что 70% детей данной группы составляют группу риска по дисграфии. В рисунках отсутствовало большинство существенных деталей. 30% детей показали незрелость изобразительных способностей. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении грамоте. Как показали исследования А.Н. Корнева, при выявлении дисграфии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, звуковая аналитико-синтетическая активность детей может быть доведена до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную графическую форму слова в условиях звукового восприятия.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Несомненно, что у описываемых детей нарушения письменной речи связаны с недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова. Этим объясняются и такие ошибки при письме, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д....                                                                                                                                 На основании проведенного анализа практической деятельности ДОУ можно выделить ряд недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. При этом можно отметить ряд типичных проблем по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей.

В результатах:

1. не узнавание неречевых звуков;

2. ребенок не различает одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3. не может различать слова, близкие по звуковому составу;

4. не дифференцирует слоги;

5. не может дифференцировать фонемы;

6. не происходит развитие навыков элементарного звукового анализа.

Проблемы в условия профессиональной деятельности:

  • Необходимость повышения квалификации педагогов;

  • Педагогическая запущенность детей;

  • Растет количество детей со II и III группами здоровья;

  • Более 40% детей имеют заболевания нервной системы, следовательно, дети имеют речевые нарушения.

Недостатки в процессе деятельности ДОУ:

  • ​  Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми из-за их недоступности;

  • Недостаточно сформирована активная позиция родителей.

 

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного

Однако, реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, непременно можно столкнуться с рядом недостатков:

  • ​ Недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений, необходимое для процесса внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС вошёл в систему дошкольного образования без пакета сопутствующих документов, которые необходимы педагогам для его реализации на практике. Вследствие этого в настоящее время и наука, и практика переживают сложный переходный период из-за затруднений полноценного введения приказа в действие.

- Нехватка грамотно разработанных методических пособий и материалов, помогающих реализовывать ФГОС.

- В методической литературе нет синхронности комплексно – тематического планирования и проведения непосредственно образовательной деятельности.

  • ​ Необходимость изменения сознания педагогических кадров. В нашем современном обществе люди, работающие в системе образования, учились еще в советской школе, где приоритетом было формирование знаний, умений и навыков. Фундаментальные знания были необходимы. Однако, только обладающий инновационным стилем мышления педагог может произвести модернизацию педагогических технологий. Поэтому, обновив структуру образовательных стандартов, организовав работу по содержанию требований к образовательной программе, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт, следует изменить систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, основной базой которой будет развитие творческого мышления педагога.

 

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В процессе изменения в содержании деятельности ДОУ предполагается, что ФГОС ДО в пункте 2.6 ориентирует ДОУ в познавательной области речевое развитие на:

  • Овладение речью как средством общения;

  • Обогащение активного словаря;

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

 

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей. Традиционную работу необходимо перестроить так, чтобы основной вид деятельности ребенка-дошкольника – игра – стал ведущим, и само проведение занятий стало более непринужденным и исходило из интересов и желаний ребенка. При проведении занятий должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Традиционную работу следует дополнить системой упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
► Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
√ Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
√ Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
√ Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
√ Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
√ Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
► Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
√ Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
√ Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
► Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
√ Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
► Четвертый уровень - различение слогов
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
√ Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
► Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
► Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза
Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
√ Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (мпа, мы.о, .ук, ку.ак).
Для привлечения родителей, как активных участников образовательного процесса возможно следующее содержание деятельности.

Консультация на тему: «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребёнка, разработка дидактического материала по звукопроизношению для занятий в домашних условиях»;

Выставка пособий по наглядному моделированию: «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза»;

Ширма «Звуки и их характеристика»;

Мультимедийная презентация: «Вспомогательные схематические средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка фонематических процессов»;

Ширма-выставка: «Звуки, слоги и слова»;

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»;

Игра «Что? Где? Когда?»;

Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников через наглядное моделирование»;

«Акция от логопеда» - конкурс «Звуки, как мы их видим»;

Выставка дидактического и методического пособия на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

«В помощь родителям»;

Методические рекомендации родителям по закреплению произносительных навыков;

Ширма-выставка: «Звуки и буквы. Слово и предложение» (с использованием схем). Викторина для родителей и детей «Я звуки знаю лучше всех». Мультимедийная презентация: «Дружим со звуками и буквами»;

В течение года Индивидуальные консультации «На огонек».

 

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов необходимо внести существенные изменения в условия. Прежде всего, необходимо:

1. Профессиональное развитие педагогических работников (логопеда, воспитателей);

2. Консультативная поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам данной проблемы;

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

4. Становление детей и их родителей субъектами образовательного процесса;

5. Улучшение материально-технического обеспечения (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).Каждому воспитателю необходим ноутбук или компьютер для введения и использования интерактивных средств в работе с детьми. Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

7. Нормативно - правовые документы: конвенции ООН «О правах ребёнка». За основу взято Рекомендательное письмо М.О.Р.Ф. «Об открытии и функционировании интегрированных групп в МДОУ для детей с различными проблемами в развитии».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

Читайте также

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям…

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям специалистов логопеда и дефектолога Разделы Содержание Развитие общей и мелкой моторики 1. Динамическая пауза Развитие...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...