Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, гибели растений и животных, исчерпания запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние.

Развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста предусматривает формирование экологического мышления и соответствующей деятельности. Для реализации этих целей и задач необходимо опираться на следующие принципиальные положения: единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, практическую деятельность по её улучшению.

Воспитатели детских садов должны сами иметь соответствующую экологическую подготовку с тем, чтобы на эмоциональной основе (любовь к своему краю, городу, посёлку, детскому саду) выстраивать экологическое сознание.

Активная жизненная позиция формируется в действии. Поэтому содержание образования педагогов должно включать такие компоненты как:

- система знаний о взаимодействии общества и природы;

- ценностные экологические ориентации;

- систему норм и правил отношения к природе;

- умения и навыки по её изучению и охране.

Только при таком подходе можно надеяться на успех в формировании экологического сознания и основ экологической культуры, на воспитание у них ответственности за состояние природной среды. Также следует помнить о недостатках, которые могут затруднять процесс развития экологической культуры детей:

1. Бедность оснащения уголков природы.

2. Отсутствие качественных наглядных пособий в виде рисунков, моделей диафильмов, презентаций различного рода с экологическим содержанием.

3. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

При осуществлении непрерывного процесса экологической познавательной деятельности детей-дошкольников, перед педагогами встают задачи:

- определение предмета, содержания и специфики экологического развития детей;

- построение системы и выделение ведущих методов;

- изменение характера подготовки кадров воспитателей для овладения ими основ экологических знаний и методов экологического воспитания и экологической культуры детей;

- разработка учебно-наглядных пособий с учётом задач развития познавательной деятельности и претворения в жизнь гуманистического подхода;

- разработка теоретического и практического подхода для организации процесса формирования основ экологической культуры в детском саду.

Дошкольное детство даёт ребёнку возможность тесно общаться с природой и воспринимать яркие впечатления под её воздействием. Успех в активном познании мира природы, сложных взаимодействий в каждом природном сообществе, их изменениях, причинах нарушения и путях преодоления, может быть обеспечен при использовании различных форм работы, направленных на процесс развития основ экологической культуры старших дошкольников. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей (культурные практики), в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кино и диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по развитию экологической культуры дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. С помощью наблюдения ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и связь со средой. Наблюдение чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, акции.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности. Направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, продуктивная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и др.). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Наблюдения на экологических прогулках и экскурсиях, специально разработанные игры с природными материалами позволяют сформировать у дошкольников мотивацию к учебной деятельности. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь основывается на наблюдении.

Не менее важным методом развития основ экологической культуры детей является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми, прежде всего – чтение различной литературы (чаще всего неоднократное), направленной на познание явлений живой и неживой природы, на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания. Вопросы к текстам, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – всё это разные формы речевой деятельности, которые позволяют детям понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Можно изготавливать с детьми самодельные «экологические книги». В содержание этих книг могут входить иллюстрации детей о самых различных явлениях природы, которые их впечатлили. Можно также иллюстрировать рассказы и сказки о природе и её закономерностях. В конце года дети могут демонстрировать эти книги как результат совместных усилий, коллективно-приобретённого интереса к явлениям природы.

Изготовление иллюстративно-наглядного материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, можно использовать несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, об их изменениях и т.д.).

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в детском сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования. Он рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми педагоги часто используют рассказы о природе. Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий то него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Важна выразительность речи. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей. Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей используется такой метод как - беседа. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности;

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

Беседы, в зависимости от дидактических целей, бываю следующих видов:

1. Установочная беседа – помогает актуализировать имеющийся опыт, для установления связи между предстоящей деятельностью и знаниями, полученными ранее.

2. Эвристическая беседа – установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений, установление истины.

3. Итоговая беседа – используется для систематизации и обобщения знаний детей о природе.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости. Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности. В организации любого труда в природе – совместного (воспитателя и ребёнка), плановых дежурств в уголке природы, коллективного на участке и др. – необходимо чёткое выделение трёх этапов:

1) осмотр-наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций (выявить необходимость трудовых операций);

2) трудовая деятельность в том наборе и объёме, которые были определены при осмотре;

3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов (дать ребёнку почувствовать удовлетворение от своего труда, получить положительные эмоции от проделанной работы).

Огромное значение в развитии экологической культуры дошкольников отводится игре, как ведущему виду детской деятельности. Эта тема важна и ценна по целому ряду причин:

- игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна широко использоваться в формировании основ экологической культуры детей, как и в других сферах;

- игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны;

- игра, в определённом смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребёнка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Возможно, поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой. А ведь используя игры с правилами (подвижные, дидактические, словесные), можно хорошо закрепить у детей полученные представления о природе, упражнять в их использовании. В развитии основ экологической культуры также следует использовать сюжетно-ролевые игры, так как их составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и многое другое) можно использовать при ознакомлении детей с объектами живой и неживой природы, их взаимосвязью. В процессе развития экологической культуры дошкольников можно включать игровые обучающие ситуации (ИОС) – специально продуманные с позиций задач обучения короткие сюжетно-ролевые игры. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

Например:

- Красная Шапочка ходит к бабушке лесом, а это значит, что она может встретить в лесу не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;

- Айболит – доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать профилактические осмотры животных и т.д.

Также особое внимание следует уделять такой форме работы, как непосредственно образовательная деятельность (НОД). Данный вид деятельности бывает комплексного, первично-ознакомительного, углубляюще-познавательного и обобщающего типа. У детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе.

На первично-ознакомительных занятиях дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Дети приобретаю важные умственные навыки: умению анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности растений и животных. Дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы. И это даёт значительный эффект в умственном развитии детей, в частности, в развитии мышления.

Содержание углубляюще-познавательных занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Обобщающие занятия проводятся с целью формирования обобщённых представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаком объектов. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор (натуральных предметов, муляжей, картин и пр.).

Комплексный тип занятий является важным для личностного развития старших дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объеденены различные задачи и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

1) дети познают явления с различных позиций;

2) происходит частая смена деятельности;

3) одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического, экологического развития детей.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по развитию экологической культуры у детей. По своему содержанию, экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.

2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в поле, в сад, на огород и т.п.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и, одновременно, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Также экскурсии играют большую роль в эстетическом воспитании детей, способствуют укреплению здоровья детей и т.д.

Новой формой развития экологической культуры в старшем дошкольном возрасте можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы. Их значение в развитии экологической культуры чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание окружающего населения.

Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры старших дошкольников развивает интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия; следовательно, процесс воспитания экологической культуры обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка.

Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей.

 

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2003.-112с.

2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 192с.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 240с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-144с.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.

6. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.

7. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов н\Д.: «Феникс», 2002.-416с.

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Истоки. – М.: Издательский Дом «Карапуз». 2001.-432с.

9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие.\ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

10. Экология и культура./ Под ред. Филлипова Н. – М.: Знание, 1986.-231с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Читайте также

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного…

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время в педагогике, так же как и во...

Проект «В мире сказок»

Проект «В мире сказок»

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»