«Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью»

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются коммерческими зрелищами, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания - знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достаточно или их очень мало. У дошкольников зачастую нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, соприкоснуться с народной живописью, например, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом, показать приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного орнамента.

Для того, чтобы знакомить детей с Городецкой росписью, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения этого промысла, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – конспекты НОД и развлечений, стихи, игры, альбомы с образцами изделий.

 

Особенности Городецкой росписи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, затем более тонкими кистями моделирует штрихами форму – это так называемая «теневка». Заканчивает роспись «разживка» - узоры черной краской и белилами, объединяющие рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют «украешками» (узорами по краю) и заключают в графическую рамочку или обводку.

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров.

 

Роспись на НОД. На непосредственной образовательной деятельности с детьми лучше использовать гуашевые краски. Начинать следует с освоения простых элементов росписи – капелек, спиралек, дуг. Чтобы получить красивую дугу, ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и ослабляя к концу.

Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у «розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки по краям; у «купавки» центр цветка смещен на край. При изображении любого цветка сначала делается «подмалевок» - наносится пятно круглой формы, затем кистью потоньше рисуется центр и лепестки цветка – «теневка». После этого самой тонкой кисточкой наносятся мелкие детали (точки, штрихи) – «разживка».

Примечание. Поскольку прием «разживка» достаточно сложен, освоить его, вероятно, смогут лишь дети старшего дошкольного возраста.

Листья обычно рисуют группами по три, пять штук (центральный лист крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по размеру.

При изображении птицы начинают с крыла, потом рисуют грудь и остальные части ее тела. Следует обратить внимание детей на характерные тонкие ножки птиц.

Коня рисуют обычно черной краской: сначала грудь и шею – «подмалевок» похож на большую каплю, потом круп и заднюю ногу – это перевернутая капля поменьше. Затем дорисовывают остальные части – ноги, голову, туловище. В заключение рисуется грива и хвост, сбруя и седло.

Можно предложить детям рисовать без предварительного карандашного наброска – как это делают народные мастера.

 

Список используемой литературы:

1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2003.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

3. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?» в средней…

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»в средней группе Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня...

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с…

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с детьми подготовительной группы «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо...