«Роль методических объединений в повышении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда»

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда трудно переоценить. Это обусловлено, прежде всего, тем, что количество детей с нарушениями речи растёт с геометрической прогрессией.

В современных условиях учитель-логопед должен обладать такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, что становится возможным только путём взаимодействия с другими участниками педагогического процесса. Следовательно, повышение личностно-профессиональной компетенции учителя-логопеда становится неотъемлемой частью коррекционно-педагогической деятельности.

Практика показывает, что проблема повышения личностно-профессиональной компетентности педагога наиболее эффективно реализуется в активном участии учителя-логопеда в работе методического объединения.

Целью работы методического объединения учителей-логопедов является способствование роста профессионального мастерства педагогов, расширение профессионального кругозора, развитие творческой и профессиональной активности и инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов.

Приоритетными направлениями работы являются:

- Информационно-методическое обеспечение учителей-логопедов;

- Оказание логопедам помощи в практическом овладении навыками коррекционно-развивающих технологий;

- Распространение опыта.

Обсуждаемые на заседаниях МО темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики и психологии, обогащают коррекционно-логопедическую работу новыми теориями и методиками.

Таким образом, система развития профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях методического объединения основывается на реализации следующих принципов:

- общедидактических, которые лежат в основе построения всей системы специального образования (осознанности, самостоятельности, самореализации);

- общенаучных, которые определяют содержание, формы и методы педагогического воздействия;

- специфических методических (профессиональной направленности).

Все заседания, проводимые в течение года, включают в себя теоретическую и практическую части. Формы проведения заседаний могут быть разнообразны: посещение и анализ открытых логопедических занятий, презентации опыта работы, выступления и сообщения, показ мастер-классов, семинары-практикумы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями.

Разнообразие форм организации позволяют активизировать степень мотивированности логопедов к постоянному профессионально-личностному росту и развитию.

Наиболее целесообразно использование формы методического объединения – цикл заседаний по одной теме или проблеме. Основной целю данной работы является совершенствование теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

Активная деятельность учителей-логопедов в рамках ГПО активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

Однако в образовательной деятельности МО имеются определенные проблемы: при планировании работы не в полной мере учитываются индивидуальные запросы, профессиональные потребности логопеда, его интересы, так как состав объединения неоднороден (разный образовательный уровень, педагогический стаж, потенциальные возможности). Поэтому методические объединения, в состав которых входят большое количество логопедов, чаще делятся на группы профессионального общения: проблемные и творческие группы, педагогические мастерские, семинары, профессиональные клубы, секции и кружки.
Проблемная группа объединяет логопедов одной темой и одними интересами. Ведущее место в ее работе занимают моделирование и анализ коррекционно-педагогических и психолого-педагогических ситуаций. Анализируя смоделированную проблемную ситуацию, логопеды используют теоретические знания для выработки своих позиций, своего отношения к тому или иному педагогическому факту, результатам коррекционной работы, действиям ребенка, родителей, воспитателей, коллег. В ходе обсуждения идет активный коллективный поиск решения проблемы. Выводы и предложения глубоко аргументируются каждым членом группы. Наибольший интерес у логопедов вызывают те проблемные ситуации, решение которых предполагает использование новых технологий.

Таким   образом,   работа коллег   в   методическом   объединении  строится в соответствии с тем, чтобы она была:

- результативной и эффективной (каждый имел возможность для реализации собственных планов, проектов, демонстрации результатов своей профессиональной деятельности);

- продуктивной (чтобы каждое заседание было действенным);

- способствующей повышению профессионального роста.

Следовательно, активное участие педагогов в работе методического объединения даёт положительный результат в повышении и улучшении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда и позволяет максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей. Совершенствовать технику рисования кистью. Развивать сочувствие к...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…

Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...