«Здоровье вашего ребенка»

Опорно-двигательный аппарат представляет собой единую биокинематическую цепь, состоящую из последовательно связанных и взаимозависимых элементов. Эта цепь приводится в движение мышцами под руководством и контролем нервной системы.

Основой системы является позвоночник, который выполняет несколько функций:

  • Опорно-защитную;
  • Двигательную;
  • Поддержания стабильного положения тела в пространстве.

Скелет человека состоит из 4-х отделов:

  1. Туловища
  2. Головы – черепа
  3. Верхних конечностей
  4. Нижних конечностей

Позвоночник человека характеризуется наличием изгибов. Он состоит из 33-34 коротких костей позвонков.

Чтобы скелет формировался правильно и позвоночник не искривлялся, необходимо развивать мышцы, особенно мышцы спины, шеи, туловища.

Правильная осанка человеку дается не от рождения, а приобретается. Она формируется в детском и юношеском возрасте, когда хрящи нашего тела не заменились костной тканью.

Скелет – это каркас и опора всех мягких тканей и органов нашего тела. При плохой осанке позвоночник деформируется, тогда на суставы, мышцы, связки нагрузка распространяется не правильно, отчего будет страдать вся опорно-двигательная система. А при постоянном искривлении тела, внутренние органы могут отклоняться от своего нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Всё это сказывается на самочувствии. Многие искривления позвоночника можно упредить и исправить в начальной стадии. Любые нарушения формы позвоночника влияют на расположение других частей тела и органов. Если нарушается нормальная работа опорно-двигательного аппарата, а самое главное, нарушается деятельность дыхательной системы, то при этом ухудшается кровообращение головного мозга, снижается его работоспособность. Это приводит к нервному переутомлению.

Издавна наукой установлено, что от функционального состояния основы опорно-двигательного аппарата – позвоночника и ног – зависят: правильная осанки и энергичная, мужественная и лёгкая, изящная походка, ловкость и координация движений, гармоничность и стройность, т.е. красота фигуры человека любого возраста. Походка – это ещё и характер человека.

 

Что же такое плоскостопие?

Это одно из тяжелейших заболеваний ортопедии, которое ведет к инвалидности.

Плоскостопие бывает:

  • Продольным
  • Поперечным
  • Поперечное и продольное вместе на одной ноге

Стопа – это орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Мощная система связок и мышц, обеспечивает сохранение сводов стопы и их функции. Нормальная, здоровая стопа имеет две кривизны, два изгиба. Их уплощение, а тем более отсутствие – и есть плоскостопие. Для плоской стопы характерно опускание продольного или поперечного свода. Ходьба и бег при этом нарушается, появляется быстрая утомляемость и боли при ходьбе.

Стопы выполняют роль рессоры, которая защищает тело от толчков и сотрясений при ходьбе, беге, прыжках. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, т.е. прыжкам, соскокам с высоких снарядов и предметов. Она быстро утомляется и легко подвергается деформации.

Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, так же причиной плоскостопия может стать узкая обувь с узким носком и высоким каблуком.

В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод стопы. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно отразится на опорно-двигательном аппарате.

Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма, способствует профилактике деформации опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопии в частности.

Если ребенок жалуется на боли в ногах, быструю утомляемость, необходимо отправиться к врачу-ортопеду. И если диагноз оказался верным, то можно рекомендовать массаж стоп и голени, тёплые ванночки с отварами из трав (ромашка, кора дуба и др.)

Для восстановления естественной лёгкой походки наиболее эффективны упражнения, состоящие из разных вариантов ходьбы, прыжков и бега. Это ходьба обычная с высоким подниманием коленей и энергичными взмахами рук. Прыжки тоже можно весьма разнообразить, но для всех прыжков положение рук на поясе. Полезны также прыжки со скакалкой.

Бег обязательно должен проводиться с разрешения лечащего врача. Хотелось бы предложить упражнения на координацию и равновесие:

  • Ходьба по размеченному «маршруту» (полоскам, клеткам и т.п.)
  • Ходьба с разным положением рук (на поясе, на голове, вытянутые вперед, за спиной, в стороны) и разными вариантами перемещения рук во время ходьбы
  • Ходьба прямо, боком, спиной (по широкой и узкой площади опоры)
  • Ходьба по гимнастической скамейке с разными вариантами движений и положений рук.

 

Как уберечь ребенка от плоскостопия?

  • Регулярно делать массаж ступней;
  • Ходить босыми ногами по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажный коврик);
  • Правильно подбирать обувь (из натуральных материалов, по размеру, с небольшим каблучком). Носить специальную ортопедическую обувь без назначения врача не стоит;
  • Закаливать ребенка, обливать ноги прохладной водой перед сном и после прогулки;
  • Ежедневно делать упражнения для укрепления мышц ступней;

 

Рекомендована литература:

  1. М.И. Чистякова Психогимнастика М. «Просвещение» 1990 г.
  2. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Хелен Идом и Николя Кэтрэк «Хочу танцевать»
  3. И. Дешкова «Загадки Терпсихоры»
  4. А.Н. Транквиллитати «Если у вас болит спина» 1989 г.
  5. И. С. Красикова.Плоскостопие. Профилактика и лечение.
  6. И. С. Красикова.Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки Бирюков А.А. "Самомассаж". Москва, 1983 г.
  7. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей Ортопедия и травматология. № 8. 1960.
  8. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967
  9. Гишберг Л. С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием М.: СМОЛГИЗ, 1998.
  10. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием М.: «Просвещение», 1993.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...

Сохранение традиций в семье и в детском саду

Сохранение традиций в семье и в детском саду Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью...

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со…

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со сказками» Цель: создание условий для активизации речевых навыков. Задачи: Обучающие: -Закрепить знания детей...

Читайте также

Конспект игры - занятия «У Нептуна» в подготовительной к школе…

Конспект игры - занятия «У Нептуна» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Развивать умение решать логические задачи. Закрепить сравнение целого и части. Закрепить...

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема:…

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Кукла Оля в гостях у ребят!» Цель: Учить сосредоточенно наблюдать, понимать...