Всестороннее изучение семьи – важное звено в работе с родителями

Работа с родителями будет иметь конкретный характер, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

- ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

- определение уровня педагогической культуры родителей;

- выявление трудностей, испытываемых родителями;

- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Методы изучения семьи разнообразны:

- посещение детей на дому;

- индивидуальные беседы с родителями;

- целенаправленные наблюдения за детьми в условиях детского сада.

При каждом последующем посещении семьи воспитатель заранее определяет конкретные цель и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка: «соблюдение режима дня», «педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др.

Цели: «трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «воспитание интереса к книге», «подбор игрушек»;

Четко поставленные задачи и цели посещения обеспечивают готовность воспитателя к встрече с родителями. Необходимо сообщать родителям о времени и цели посещения. В домашних условиях беседа с родителями бывает откровенной. Кроме посещения семьи на дому, нужно использовать типовые беседы с одним родителем или с группой родителей. Воспитатель имеет возможность узнать уровень образования, педагогической культуры и индивидуальные особенности каждого собеседника. Во время беседы чуткий педагог поймет на какие вопросы собеседник вполне откровенно на какие не охотно, сдержанно, что позволит сделать более правильные выводы, наметить другие формы подхода. Однако метод типовой беседы с родителями представляет определенные трудности для начинающих воспитателей, но оправдывает себя в работе опытных педагогов. Типовую беседу лучше проводить в тех случаях, когда воспитателя тревожит, настораживает состояние семейного воспитания, а также для выявления положительно опыта.

Типовую беседу на тему: «Народный фольклор в семейном воспитании» можно провести по вопросам:

1. Любит ли ваш ребенок слушать сказки?

2. Какие сказки ему больше нравятся? Любимый сказочный герой?

3. Часто ли дома ребенку читаются или рассказываются сказки?

4. Кто из членов семьи этим занимается?

5. Какие виды знакомства со сказкой предпочитает ваш ребенок?

(Чтение, рассказывание, грамзапись, телевидение).

6. Заучиваете ли вы с ребенком народные песенки, пословицы поговорки? Используете ли их как средство воспитания?

Можно использовать групповую консультацию библиотекаря для родителей на тему «Воспитывает народная мудрость». Разработать рекомендации для родителей: «Как читать детям сказки», «Использование поговорок, пословиц, народных песен в нравственном и эстетическом воспитании детей».

Особой формой изучения семьи являются конкурсы. При этом воспитатель узнает об увлечении родителей: папа увлекается подделками из дерева, мама – рукодельница. Воспитатель уверенно может обратиться за практической помощью или советом.

Особое внимание в работе с родителями нужно уделять вопросам физического развития ребенка в семье. Часто многие родители считают, что ребенок достаточно много двигается во время прогулок и в выходные дни. Это заставляет педагогов тщательно продумать формы и методы повышения педагогических знаний и умений родителей в области физического воспитания.

Воспитатели привлекают родителей на утреннею гимнастику детей в детский сад, на спортивные праздники при участии родителей, которые помогают проводить эти праздники и сами в них участвуют вместе с детьми.

 [Л.В.Загик,В.М. Иванова, с. 30-39]

 

Когда дети овладеют умением выполнять ряд игровых действий, воспитатель начинает вводить в их игры роли, формирует у детей начальные навыки ролевого поведения, учит их связывать ряд действий с названием роли.

Трудовая деятельность. В младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат надевать, снимать и складывать одежду на место. Интерес к самообслуживанию возникает у детей тогда, когда воспитатель с помощью игровых приемов, игрушек формирует у детей самостоятельность, показывая и объясняя, как нужно выполнять действия. Если ребенок не может сразу следовать образу, воспитатель оказывает помощь ребенку. Детей следует хвалить за старание – это вызовет у них желание что то еще сделать. В младшей группе приобщают детей к выполнению поручений, например, навести порядок в игровом уголке, в уголке природы, разложить на столах ложки к завтраку, покормить рыбок в аквариуме. Действия детей заслуживают одобрения, это позволяет им поверить в свои силы, утвердиться в успехе.

Обучение. В программе детского сада выделяется круг таких знаний и умений, усвоение которых должно происходить в процессе организационных занятий, в условиях планомерного обучающего воздействия воспитателя. На первых этапах этот круг не велик, но крайне значим для физического, умственного, нравственно-трудового эстетического развития ребенка. Выбранный метод должен обеспечить полноту выполнения программных задач, активную умственную деятельность ребенка.

Обучение детей третьего года жизни должно иметь наглядно-действенный характер и быть основано на обучающей роли взрослого, который ставит перед ребенком. Занятия дают возможность уточнять и приводить в систему знания и умения, которые формируются у детей в процессе игр, наблюдений, общения со сверстниками и взрослыми в быту. Обучение заключается в активном ознакомлении ребенка с предметным миром, у него необходимо воспитывать умение и слушать указания и объяснения педагога и выполнять задания. Постепенно дети переходят к самостоятельному выполнению индивидуальных заданий под контролем воспитателя, который оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. При подготовке к занятию педагог учитывает возраст, уровень развития, возбудимость малышей, которые могут мешать и отвлекать более спокойных детей. Важно как сидят дети. Воспитатель объединяет детей в подгруппы, учитывая названные выше особенности детей. Начало занятий должно носить эмоциональный характер, содержать момент сюрпризности. «Приходящие в гости» персонажи – медведь, кукла Катя, Петрушка- приносят дидактический материал, дети выполняют задания, в конце воспитатель оценивает работу детей вместе с персонажами, благодарит детей, подбадривает отмечает хорошие стороны, вселяет уверенность тем у кого не все получается. У детей отсутствуют навыки учебной деятельности. Они могут встать, уйти играть, перебивают педагога во время объяснения. Используя разнообразные методы и формы проведения занятий педагог постепенно переходит от игр – забав ко все более насыщенному обучающему содержанию. Особое место занимает наглядно – действенный метод обучения. Изучая домашних животных, дети рассматривают картинки, слушают песенку, подпевают. На занятиях с игрушками, дети рассматривают предметы, ощупывают их, производят с ними различные действия, при этом они накапливают информацию об окружающем мире.

В данной возрастной группе проводятся также комплексные занятия по эстетическому воспитанию: дети слушают стихи, музыку, поют не сложные песенки, рисуют, двигаются под музыку. Занятия составляют основу всей учебно-воспитательной работы.

[Г.Н.Година,Э.Г. Пилюгина, с. 5-44]



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению…

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой. Продолжительность...

Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду Ребята группы "Умка" очень любят мультфильмы. Мы решили поэкспериментировать и посмотреть мультфильмы на потолке. Детям комфортно...