Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Необходимость взаимодействия педагогов детского сада и семьи осознаётся воспитателями как очевидная истина. И взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка и есть одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагог наших дней должен уметь построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога.

Бабаева Т. И. рассмотрела процесс взаимодействия с позиции системно-структурного подхода. Системная структура взаимодействия может быть рассмотрена как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов. Центральная связь «цель–результат» выступает системообразующим звеном. Содержательный компонент раскрывает цели, средства и способы совместной деятельности субъектов по достижению результатов. Коммуникативный компонент является условием реализации содержательного и целевого компонентов. Только при условии согласованности этих компонентов процесс взаимодействия разворачивается как эффективный.

Доронова Т. говорит о взаимодействии, с родителями основанном на структурно-функциональной модели, которая состоит из трёх блоков:

- информационно – аналитического,

- практического

- контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Формы работы: опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики. Работа строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.

Второй блок – практический. В нём содержится информация, направленная на решение комплексных задач, которое связано со здоровьем и развитием детей.

Третий блок – контрольно-оценочный. В нём идёт анализ мероприятий, которые проводятся воспитателями детского сада.

Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность, как педагогического коллектива, так и отдельной группы.

В психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к взаимодействию педагогов и родителей.

Т. И. Бабаева провела исследования, в ходе которых выделила три этапа взаимодействия с семьей:

1 этап – создание общей установки на решение задач развития ребёнка. На этом этапе идёт поиск подходов к семье, объединение воспитателей и родителей на основе единой цели.

Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к ребёнку, но и во взаимодействии с родителями. Результат этого этапа – установка и принятие общей цели.

2 этап – формирование у воспитателей и родителей правильного понимания задач, содержания, методов и форм работы с детьми. На этом этапе идёт повышение компетентности родителей в области воспитания. Развитие умения взаимодействовать с ребёнком.

3 этап – объединение усилий воспитателей и родителей на основе согласованного понимания цели, задач и методов работы с учётом особенностей развития детей. Это основной этап. На данном этапе осуществляется тактика индивидуального длительного и дифференцированного взаимодействия воспитателей с родителями.

Взаимодействие педагогов и родителей строится как пошаговое, что позволяет концентрировать совместные усилия на определённых задачах, и, завершив осуществление одного шага, переходить к следующему. Идёт совместное планирование шагов, параллельное действие, взаимное дополнение и компенсация, объединение стимулов, обсуждение результатов. Инициаторами взаимодействия должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены, и, следовательно, понимают, что успешность работы зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей ДОУ и семьи. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить родителей.

Успех взаимодействия родителей и воспитателей во многом зависит от взаимных установок семьи и педагогов (В. К. Котырло, С.А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверенны в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребёнку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Необходима культура общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют новые, перспективные формы сотрудничества, такие как круглый стол, посещение семьи, день открытых дверей, беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские конференции, вечера отдыха, спортивные развлечения, вечер вопросов и ответов, круглый стол, семейный клуб, родительский «огонёк». Эти формы работы предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада. Доронова Т. отмечает, что необходимо предпочтение индивидуальных форм работы. Чаще работа с родителями ведётся только по одному из направлений, при которой семья является лишь объектом воздействия. И, как считает Данилина Т., в результате этого обратная связь с семьёй не устанавливается.

Бабаева Т. И., анализируя взаимодействие педагогов и семьи, сделала вывод о том, что оно находится на низком уровне. Общение воспитателя и родителей происходит по инициативе педагогов и носит формально – деловой характер, содержанием является в основном вопросы организационного характера и предметом разговора чаще всего является отрицательные проявления ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает необходимость взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Галигузова Л. Н., Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. предлагают ряд рекомендаций, игр на преодоление застенчивости и развития умения общаться, которые можно проводить и семье и в детском саду.

В ряде исследований М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой показано, что онтогенез общения представляет собой смену качественно разнообразных его форм, имеющих каждый раз особое содержание потребности в общении, особый его мотив, который играет большую роль в развитии речи в целом и в формировании коммуникативных умений детей.

Проблема формирования коммуникативных умений рассматривается с точки зрения профессионально-педагогической подготовки (Н. В. Кузмина, С. Л. Братченко, В. К. Елканов и др.). В их исследованиях рассматривается роль и место коммуникативных умений в структуре деятельности педагога, составляется перечень коммуникативных умений, измеряется уровень их сформированности, даются рекомендации по их обогащению и развитию с помощью коммуникативных тренингов.

В работах Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. умения и навыки общения рассматриваются в рамках такого понятия, как «коммуникативные способности».

Урунтаева Г. А. определяет коммуникативные способности как «освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение».

Опираясь на психологическое определение коммуникативных способностей, как индивидуально-психологических особенностей личности, обеспечивающих эффективность её общения с другими людьми, выделяют три составляющих способности к общению:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации («Я умею!»);

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Проблеме развития коммуникативных умений у дошкольников посвящены исследования Федосеевой Е. Г., Мамонько О. В.

Федосеева Е. Г. считает, что коммуникативные умения составляют комплекс действий, направленных на обмен информацией, восприятие и понимание партнёров по общению, управление взаимодействием и саморегуляцию в изменяющихся условиях, творческое использование коммуникативных знаний, навыков и средств коммуникации в соответствии с целями и задачами общения.

Говоря о дошкольном возрасте, Федосеева Е. Г. определяет коммуникативные способности как желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать и завершить разговор; привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении; поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; эмоционально сопереживать ему; адекватное использование речевых и неречевых средств общения; владение возрастными формами общения.

В своих работах Зимбардо Ф., Галигузова Л. Н., ГаспароваЕ. обращают особое внимание на развития такого умения как использование дошкольником невербальных средств общения: мимика, пантомимика, жесты.

Как показали исследования Ильина Н., Немова Р. С. для ребёнка несловесная информация более понятна, потому что невербальный текст он «читает» безошибочно, а смысл слов и подтекстов улавливает хуже, однако нередко тембр, ритм, интонация речи говорят обращающимся больше, чем содержание фраз, которыми они обмениваются.

Потребность в общении с окружающими является первичным необходимым условием для формирования коммуникативных умений и подразделяется на две сферы: потребность в общении со взрослыми (возникает в первые 2 мес. жизни) и потребность в общении со сверстниками (отчетливо выявляется на 3-ем году жизни).

При сформированности потребности в общении с окружающими необходимы определённые умения, обеспечивающие эффективное общение с окружающими.

На основе анализа исследований Федосеевой Е. Г, Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. мы выделяем четыре группы умений, которые на наш взгляд являются базовыми для развития общения у дошкольников:

1. Умение организационного характера (умение организовывать общение) включают:

  • Умение начать и завершить разговор;
  • Умение слушать;
  • Умение договариваться;
  • Умение решать конфликтные ситуации.

2. Умения эмпатийного характера (как отмечает А. А. Бодалев, именно эмпатия занимает особое место среди коммуникативных качеств личности, обеспечивающих эффективное общение с окружающими) включают:

  • Умение прийти на помощь;
  • Умение понимать эмоциональное состояние собеседника.

3. Умения вербального характера включают:

  • Умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности;
  • Умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова».

4. Умение невербального характера (позволяют воздействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях)

Показатели:

  • Умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику.

Таким образом, на основе выдвинутых показателей мы предлагаем данную классификацию, которую мы будем использовать в рамках нашего исследования.

В период дошкольного детства дети осваивают разные группы коммуникативных умений в общении со сверстниками и взрослыми, в деятельности. При этом, как показывают исследования, особые сложности в овладении коммуникативными умениями испытывают застенчивые дети.

Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

Застенчивость может быть вызвана особенностями нервной системы, наличием физических недостатков, характером отношения к ребёнку, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Галигузова Л. Н. отмечает, что многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с людьми. Это излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребёнка как со стороны родителей так и педагогов, слабая эмоциональная поддержка. Всё это приводит к формированию у ребёнка чувства слабости и изолированности.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные способности необходимо взаимодействие педагогов и родителей.


Список использованной литературы:

1. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство. Альманах № 1. СПб.: Акцидент, 1998

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени Общения. – М, 1996.

3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 2000. №4.

4. Гаспарова е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989. - №3.

5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41 - 49.

6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 2

7. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

8. Зимбаро Ф. Застенчивость. – М., 1991.

9. Ильин Е.П. Застенчивые // Эмоции и чувства. – СПБ., 2001.

10. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.

11. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.,2002.

13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.

14. Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...