Влияние сказкатерапии на психическое развитие ребенка

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немного оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

«Сказка, - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».

Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это в свою очередь является залогом духовного развития в контексте тройственного союза «ребенок – родитель – психолог». Почему мы так в детстве любим сказки? Воображению необходимо что-то не совсем о жизни, что-то таинственное, чудесное страшное, но непременно со счастливым концом. Чувство справедливости является, видимо, врожденным, и невыносимо, что доброта не вознаграждалась и торжествовало зло. Жизнь постепенно приучает нас к этому. Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснить мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь – тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека. И что Баба-яга, Кощей Бессмертный тоже есть, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает их в любом обличии и одолеет.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себе и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

В науке существует концепция сказкотерапии. Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии.

Одной из главных задач, которые решает сказкотерапия, это развитие эмоционально-волевой сферы.

В процессе сказки дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни.

Через сказки ребенок учатся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Все что выполняют дети во время путешествия по сказке, все их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И не важно как выглядит это со стороны. Важно, что они чувствуют себя свободными, раскрепощенными, верят в себе и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.

Реализация идеи работы со сказкой для детей дошкольного возраста позволяет создать условия, обеспечивающее более комфортное состояние детей, сохранение их физического и психического здоровья, позволит снизить проблемы в адаптации, обеспечит более эффективное развитие, активное усвоение детьми образовательных программ.

 

Литература:

1. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб, 1998.

2. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2002.

3. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

«Весенние цветы»

«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...

Читайте также

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...