Все мы разные - хорошо! Все мы разные - плохо...

 

 «Мне кажется, и дерзость, и робость

имеют один источник - неосведомлённость»

(Плутарх)

Что есть успех? В чём он проявляется в дошкольном детстве? Множество современных программ, одна "заковыристей" другой, масса авторов - это прекрасно, но... проблем в воспитании и развитии меньше не становиться.

 

Одной из важнейших задач дошкольного периода при подготовки ребёнка к будущей школьной жизни с её эмоциональной, нравственной, психологической, физической, социальной, образовательной, коммуникативной и т.д. сторонами, для развития интереса к приобретению знаний, умений, навыков, по моему глубокому убеждению является   развитие   уверенности в своих силах, возможностях, уверенность в том что "я могу". Отсутствие боязни перед возможной "неудачей", отношение к "неудачи", как к совершенно нормальному явлению, не разочаровывающему, а являющемуся стимулом к продолжению попыток, как к одному из вариантов решения той или иной игровой задачи (и не только).

 

Всё выше сказанное может и должно относиться ко всем детям без исключения и деления на способных и не способных, так как не способных детей не бывает. Важно дать каждому ребёнку возможность пробовать свои силы при абсолютной поддержке каждого взрослым педагогом и родителями.

 

К сожалению, на практике все мы часто сталкиваемся, на мой взгляд, с абсолютно недопустимым делением детей на так называемых способных, хороших, послушных и других: неуправляемых, сложных, труднообучаемых. За свой  педагогический стаж (9 лет работаю музыкальным руководителем в ДОУ) я пришла к   выводу о том что, не смотря на сильные различия между детьми: по темпераменту, уровню мышления, быстроте реакции, первичной заинтересованности на занятии и т.д. особенно на начальном этапе, категорически нельзя допускать деления детей. Часто в своей работе мне приходиться сталкиваться (к сожалению до сих пор) с бессознательным, а не редко с абсолютно сознательным занижением и принижением детей только за то, что кому-то просто нужно чуть больше времени на выполнение той или иной задачи, или ребёнок просто настолько застенчив (и это тоже вопрос - почему?), что к нему нужен особый подход... Главное не давить на такого ребёнка и не требовать выполнения задачи немедленно, не замечать "неудачу", но и ни в коем случаи не оставлять всё как есть. Необходимо, не акцентируя внимания, систематически, вскользь давать возможность выполнить то или иное задание, наравне с другими детьми, ответить на вопрос среди прочих ответов. И если на первых порах ребёнок всё ещё будет замкнут, то по прошествии некоторого времени он обязательно откликнется, захочет попробовать свои силы, вступит в диалог, будет стараться решить поставленную задачу и начнёт получать от этого огромную радость.

 

Что касается детей сверх подвижных, с кажущимся равнодушием к происходящему на занятии, я подчёркиваю, с кажущимся, то картина работы с такими детьми практически аналогична с той лишь разницей, что в этом случаи акцентировать внимание на ребёнке необходимо, только изначально приободряя его и давая понять, что его ответ или действие очень важно и что ты в него веришь и очень ждёшь его ответа или решения. В данном случаи важно, не перегнуть с акцентированием внимания, так как это может перерасти в завышенное эгопредставление о себе в коллективе, что может привести к не менее проблемному поведению (зазнайству, ощущению себя лучше и выше других, с влекущим за собой нарушением дисциплины и т.д.).

 

Ни раз мне приходилось работать с такими детьми. Из совершенно "не интересующихся" ходом занятия, мешающим проведению занятия, постепенно они становились внимательными и активными. И это стали замечать воспитатели и другие специалисты. И таких детей множество.

 

Кто решил, что у них нет шансов стать "победителями" себя. Как показывает практика такие дети часто оказываются очень способными. Только они требуют более тонкого к себе подхода, внимания и времени.

 

На мой взгляд одной из причин такого положения в детских садах является отчасти низкая культура и профессионализм некоторых членов педколлектива, а так же стремление к высоким показателям в группах и "несоответствие" некоторых детей этим показателям. Стремление к успеху. А что есть успех? Высокие показатели диагностики? Победа в многочисленных конкурсах? (У меня сложное и не однозначное отношение к подобным "достижениям", но это тема отдельного разговора). Чем виноват ребёнок если он не вписывается в созданные стереотипы. Если уже на этом этапе дошкольного детства у него забирают право на ошибку. И кто сказал, что он неправ, что его мнение ошибочно... (здесь я имею ввиду задачи музыкального развития).

 

Только через свой собственный опыт, делание самим, своими руками, голосом, движением ребёнок учиться и способен к развитию и самосовершенствованию, ведущему к осознанию своих сил и дающее столь ценную веру в себя в свои силы.

 

Одной из важнейших сторон, являющейся залогом успеха, является без сомнения наличие коммуникативной состоятельности, а это в свою очередь возможно только через правильно организованное общение, обретение уверенности в своих силах, не боязнь неудач, осуждения со стороны взрослого и сверстников, не деление на хороших и плохих, способных и не способных.

 

Естественное для дошкольника стремление к первенству должно и может иметь правильный вектор, быть направлено не на "я лучше других" (с последующим зазнайством и весьма вероятной долей жестокости, что по сути является значительной помехой для самого ребёнка), а   на радость от своих побед и достижений и так же на умение радоваться за товарища. Здесь важнейшую роль играет педагог. Дети очень чувствительны к мнению взрослого и мгновенно переносят пример общения взрослого на общение между собой. Сами того не замечая взрослые учат детей жестокости по отношению друг к другу, которая в школьные годы приобретает катастрофические масштабы. Захваленный, выделенный среди группы, зазнавшийся маленький тиран начинает свой путь именно с детского сада.

 

Поэтому крайне важно научить детей, через пример взрослого радоваться победам любого члена детского коллектива, не сомневаясь в успехах каждого, без высмеивания и дразнилок. Это сложная, но выполнимая задача, которая обязательно должна решаться комплексно на всех уровнях: в группе воспитателем, родителями в семье, всеми членами педагогического коллектива и конечно же музыкальным руководителем, так как музыка, как ни один другой вид искусства воздействует на все органы чувств, имеет каласальную силу воздействия, а значит воспитания. Но самое главное любовь, доверие и поддержка взрослого.Однажды я услышала фразу, к сожалению, не знаю автора: «Каждому времени — свои правила, меняется лишь их цена!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Конспект НОД по аппликации «Скворечник» в старшей группе

Конспект НОД по аппликации «Скворечник» в старшей группе Цель: Изготовление поделки «Скворечник» из цветного картона. Задачи: Продолжать учить детей вырезать из картона...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...