«Игра как основа воспитания лидерства»
Во все времена люди инстинктивно стремились к подчинению. Любое общество выбирает себе лидера. Термин «лидер» происходит от английского слова «ведущий».
Дети с рождения обладают лидерскими качествами. Тема «лидерства» привлекала внимание представителей разных направлений. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, З. Фрейд и др.
Основным условием формирования и развития лидерского поведения называется создание ситуаций, в которых ребенок может успешно копировать и развивать лидерское поведение, т.е. в процессе игры.
Л.С. Выготский, занимавшийся изучением игры детей дошкольного возраста, говорил «именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (1 с.5).
Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Ребенок создает свой придуманный мир. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
В игре можно повторять одно и то же действие, которое приносит удовлетворение, дает возможность ощутить себя всемогущим, желанным.
В игре ребенок живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра – это, прежде всего, процесс творческий,
Но у многих складывается стереотип, что творчество – удел избранных, но Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте», опровергает эту мысль. Если понимать творчество: «как необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, и в чем заключается хоть йота нового, все равно будет ли это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…». То легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе, как в самом раннем детстве, так и у взрослых людей (1 с.6-7).
С возрастом люди получают массу возможностей воздействовать на мир, в то время как в детстве игра – доминирующий способ в силу недостаточной развитости, «взрослых» способов познания и действия.
Но главное, пожалуй, в следующем. С детства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом заняться». С детства лепится жесткий стереотип: игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется с тем, что «легкомысленно», что «развлечение». И взрослые люди компенсируют отсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п.
И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия и увлечения более легки для ощущения.
Между тем, уже давно обнаружено, что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.
Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна.
Известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин подчеркнул, что в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием. «Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»(3 с.21).
Взаимоотношения детей младшего возраста между собой - сложная структура. Детский лидер способен не только собрать вокруг себя подчиненных, но и задать общий тон жизни группе.
Необходимо чаще устраивать игры и соревнования. Не важно, какого они характера: спортивные, командные или индивидуальные. Игры помогут ребенку развить в себе точность и ловкость, хорошую память и веру в собственные силы. В связи с тем, что лидерство – это коллективная форма деятельности, надо организовывать для детей конкурсы типа «лучший художник», «лучший чтец», «лучший танцор». Ребенку понравится роль победителя, и он будет стремиться быть везде первым, быть лидером во всем.
Лидер увлекает за собой других – в играх он заводила, в решении вопросов за ним последнее слово, и при этом он умеет брать на себя ответственность за решение.
Лидер умеет уверенно общаться со старшими. Но нельзя забывать хвалить и одобрять успехи маленьких лидеров – ведь мнение старших для них самое важное.
Старайтесь использовать для бесед и игр не только специально отведенное время. Например, дорога в детский сад, на тренировку или в музыкальную школу может стать своеобразным «мостиком», по которому взрослым легко попасть в мир детских проблем и интересов. Возвращаясь с малышом из детского сада, интересуйтесь, что ему больше всего сегодня понравилось, а что нет и почему, было ли ему весело или грустно, не скучал ли он, играл ли сегодня, во что и с кем. Такие обсуждения могут касаться и занятий в кружке, и детского праздника, и игр во дворе. Подобные беседы способствуют не только доверительным отношениям и укреплению взаимопонимания, но и умственному развитию ребенка. Он учится наблюдать, сравнивать, у него появляется потребность выразить свои впечатления словами.
Педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (2 с.11).
И Эльконин Д.Б. в своей работе утверждает, что «игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм жизни современного ребенка» (3 с.22).
Список использованной литературы:
1. Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».Союз Санкт- Петербург 1997 -96с.
2. Интернетресурсы: CoolReferat.com Теория воспитания А.С.Макаренко. «Лекции о воспитании детей» («Игра»).
3. Эльконин Д.Б. Психология игры.- 2-е изд.- М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 360с.
Читайте также |
---|
Путешествие в музыкальную страну
Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...
Физическое воспитание в детском саду
Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...