Особенности развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста на материале якутских легенд и преданий

Баишева М.И. утверждает, что воспитательные ценности, заложенные в эпосе, не потеряли своей значимости в современную эпоху и остаются наиважнейшими. Величие устного народного творчества заключается не только в том, что оно воплотило в художественных образах прогрессивные идеи и по мысли народа, но и в том, что оно показало пути воспитания созидающего человека (айыы киьитэ).

Сегодня духовно-нравственное воспитание детей актуализирует преимущественно объективную составляющую ценностей как ориентиры созидающей личности и нацелено на развитие объективной составляющей «духовного Я», т.е. на нравственность, предполагающую формирование в ребенке обшей культуры поведения в конкретном обществе. Следует отметить, что именно неудовлетворенность ребенка условиями жизни, его психоэмоциональное неблагополучие, духовная незащищенность являются объективными причинами асоциальной направленности личности.

В формировании «духовного Я» ребенка, его ценностного потенциала важна ориентация на развитие субъективной составляющей личности, т.е. на осмысление путей восхождения к идеалу созидающего человека. Обнаружение ребенком ответственности за собственную судьбу, судьбу родителей, семьи, рода, народа, малой и большой родины должно составить суть современного духовно-гуманистического образования детей.

Все вышесказанное обусловило необходимость разработки модели развития ценностного потенциала личности. Цель данной модели: выявить наиболее эффективные пути использования былин и легенд для развития ценностного потенциала личности современного ребенка 5—8 лет.

Основополагающая суть модели базируется на фундаментальных трудах, идеях и принципах психологическвй школы Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, А.К Петровского, С.Л. Рубинштейна, ДИ. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.:

- дошкольное детство является периодом особой чувствительности к развитию личностных « механизмов» поведения;

- развитие ребенка в системе человек — человек, человек — общество есть путь формирования его как личности и члена общества;

- личность социальна по своей сущности, и ребенок с младенчества выступает как субъект культуры; в то же время личность индивидуальна по своим способам существования, развития;

- амплификация детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, деятельности, общении;

- принцип единства аффекта и интеллекта, проявляющийся в становлении сознания в результате взаимодействия их составляющих (деятельностной, аффективной и личностной);

- процессы интериоризации и экстериоризации как механизмы развития личности.

Мы считаем, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте содержание образования должно быть открытым для формирования позитивных взглядов ребенка на мир. В этом возрасте ребенок — росток. Он познает действительность, и его связь с миром осуществляется преимущественно на эмоционально-когнитивном уровне. Он сострадает окружающему, чувствует свою сопричастность с ним. Мы, абсолютно согласны с академиками Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой в том, что человек — пересечение многих культур, потому воспитание его должно осуществляться по принципу диалога, объединения, нахождения общего, «своего» и «другого», национального и общечеловеческого.

Дошкольный, младший школьный возраст — важнейшие периоды в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того , «кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей мере зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» Разработанная нами модель способствует эффективному обогащению опыта детей, целенаправленному наполнению его ценностным содержаниеми раскрывает возможности их активного развития и саморазвития.

Исходя из данных позиций, мы выдвигаем следующие принципы модели:

- приоритет духовности и креативности: развитие способностей созидать, творить, делать выбор между добром и злом; конструирование ценности, деятельности, основанной на внутреннем (духовном) мире личности; формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, собственного достоинства, самовыражения, независимости и др.);

- идеалосообразность: обеспечение принятия ребенком идеалов как ориентиров и способов восхождения к созидающей жизни; создание благоприятных условий для осознания ребенком ценностей человеческой жизни и обретения личностных смыслов отношения к миру, людям, самому себе; поддержка его стремления к народному идеалу созидающего человека;

- воспитание и самовоспитание менталитетных качеств: воспитание ребенка как носителя и преемника устойчивых сущностно-духовных ценностей родного народа, ориентированного на восхождение к идеалам айыы киЬитэ (созидающего человека) и достижение высот многомерного духовного совершенства как киЬилии киьи (человечный человек), дьон киьитэ (человек людей), кун киьитэ (человек солнца);

- социальная адекватность: соответствие содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; коррекция воспринимаемой детьми информации по содержанию легенд и былин;

- методическая интерпретация потенциала народной педагогики: былины и легенды настолько богаты идеями, опытом, духовность на родной педагогики, что требует особого внимания к проблемам их использования в духовно-нравственном воспитании, формировании национального самосознания;

- целостность личности: понимание ребенка как неразрывного единства биологического и психического, социального и духовного, сознания и само­сознания, рационального и иррационального, где культурный аспект является объединяющей компонентой природных и социальных начал в человеке; принятие ребенка - человека как целого, не сводимого к сумме его частей;

- субъектность: педагогическое обеспечение условий формирования и обога­щения субъектного опыта ребенка в деятельности, творчестве и поведении;

- эмоциогенность среды: содержание былин и легенд должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей познавательную и двигательную активность, способствовать индивидуальной психоэмоциональности, комфортности, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, графики, красок, пантомимы, поэзии, символов и т.д.);

- природосообразность: воспитание природой и в гармонии с ней; бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности на основе закономер­ностей естественного развития; обеспечение психологической комфортности, естественной потребности ребенка быть любимым и защищенным; не навязывание, а поддержка и выращивание личности ребенка с учетом имеющегося потенциала, доверие его человеческой природе;

- принятие ребенка как данности: признание и принятие ребенка как субъекта жизни, культуры, общества, способного к культурному саморазвитию в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности «здесь и теперь».

Анализ практического опыта и программ обучения в национальной школе и дошкольных образовательных учреждениях показывает, что изучение содержания эпоса саха и приобщение детей к его ценностям не осмыслено ни психологически, ни дидактически. Потому выявление критериев отбора содержания и логики обращения детей к ценностям эпоса является попыткой разобраться в существующей проблеме.

Кроме текстового материала былин и легенд в содержании модели выделяются основопо­лагающие идеи девяти тускулов — программ воспитания совершенного человека. Изучение эпоса рассматривается нами не как цель, а как средство гармонического развития и воспитания духовно богатой личности. Ознакомление ребенка с ценностями эпоса мы рассматриваем как включение его в переживаемый опыт субъекта, ориентировку ребенка на позитивное само созидание и осознание собственного «Я-духовного» в качестве рефлексирующей и динамической структуры обеспечение открытия ребенком единства мира человеческих переживаний, познание истин и созидание ребенком «новых форм культурного творчества, поддержание развития у детей творческой эмопионально-психологической комфортности.

Исходя из этого, мы определили следующие критерии отбора содержания изучаемого материала: системность, познавательность, цикличность и концентрический охват все более широких пространств окружающей среды, возможность обыгрывания и рефлексии, направленность на ценностность и духовно-нравственную доминантность, гуманистическую интеракцию, идеологическую обращенность и открытость.

Известно, что порою «пространство и время личностного становления... оказываются для детства в ряде отношений недружественными, неблагоприятными, суровыми». Без осознания глубинной сути этнокультурных ценностей, актуализации путей восхождения к идеалам и обогащения, не только объективной, но и субъективной составляющих «духовного Я» невозможно развитие духовно-гуманистических основ личности.

Считаем, что именно такой подход, с одной стороны, актуализирует собственное отношение ребенка к миру, а с другой — обеспечивает его защищенность в жизни.

В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения. Навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли – воспитание реальной жизнью. Такой подход к воспитанию великие мыслители прошлого стремились показать как «естественное», «природосообразное» воспитание. Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики аргументированными положениями, закономерностями процесса воспитания и обучения, а педагогическую практику – эффективными способами, приемами и средствами духовно-нравственного воспитания.

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, академиков

Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой, этнопедагогов, доктора педагогических наук В. Ф. Афанасьева, И.С.Портнягина, К.Д. Уткина, А.А.Григорьевой, педагога К.С Чиряева, кандидатов педагогических наук Е.П.Чехордуной, М.И.Баишевой.

Былины, легенды, предания развивают ум, сообразительность, рассудительность ребенка, дает красочные характеристики окружающего мира, способствуют формированию научно-материалистического мировоззрения детей, воспитывают духовно-нравственные качества личности детей: как чистоплотность, гуманизм, патриотизм и милосердие, мужественность и честность, простоту и величие, героизм и трудолюбие, сплоченность, солидарность и другие.

 

Библиография:

1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды, изд-во «Флинта» 1999г.

2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.-М.: Просвещение, 1988.-С.104

3. Уткин К.Д. Культура народа Саха. Якутск, «Бичик» 1998.

4. Чемчуук саас // №(15) 2009.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023 В преддверии праздника «День защитника Отечества» дети, родители и педагоги студии «Дошкольник» Панюкова...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...