«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения на логопедических занятиях»
Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, и затрагивают речь как целостную систему.
Как известно, 80% окружающего мира познается путем зрительного восприятия, поэтому формирование речи детей с амблиопией и косоглазием протекает на патологической основе восприятия окружающего мира и общения с окружающей средой.
При поступлении в наш детский сад 100% детей имеют патологию зрения; 90-95% детей страдают недоразвитием речи, проявляющихся в самых разнообразных формах: дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи, ФФН, нарушение звукопроизношения и другие.
Нарушение зрения тормозит развитие речи дошкольника. Недостаточность чувственного опыта у детей может проявляться своеобразием речевого развития: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом; эхолалией; ранним недоразвитием речи; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Дети обладают малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. У детей отмечается ограничение возможностей познавательной деятельности.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Дети с нарушением зрения недостаточно владеют схемой тела; не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направления движения, и ясных представлений о направлении движений; наблюдается неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность пространственных представлений.
Вследствие нарушений пространственной ориентировки у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, не отражающее реальных пространственных связей между предметами.
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с пространственным значением с падежными формами.
Семантическая система предлогов отражает сложную область отвлеченных отношений, содержит понимание связей между предметами, признаками, действиями.
Из-за нарушения зрительного восприятия употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с нарушениями речи и зрения. Специфичность выражается как на уровне понимания, так и употребления.
Экспрессивный аграмматизм проявляется нарушениями предложно-падежных форм существительных с пространственным значением. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-пол», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения; не замечают ошибочно употребленных предложно-падежных форм; наблюдается несформированность грамматической категории падежа.
Проблема компенсации нарушений речи и зрительного восприятия или трудностей, обусловленных ими в развитии речи ребенка, формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционно-логопедической работы.
Основной целью работы детского сада является – подготовка детей к успешному обучению в школе.
Цель коррекционно-логопедической работы: формирование активной речи детей; формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении.
Задачи:
1. Развитие речи: развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий, фонематического слуха и связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
2. Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения:
а) наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представления детей о предлоге как отдельном слове;
б) ознакомление с синтаксической ролью предлога.
3. Развитие зрительного и слухового восприятия, активизация и совершенствование зрительных функций.
Для оптимизации обучения, используются такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов. Выполняя функцию компенсирующих, они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.
Мною была сделана выборка дидактических игр и упражнений, направленных на формирование предложно-падежных конструкций, предлагаемых различными авторами: В.И Селиверстов, А.К. Бондаренко, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, О.С. Яцель и др.
Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность: реализовать не только основную задачу (формирование предложно-падежных конструкций и пространственных представлений), но и помогать развивать речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на логопедических занятиях.
Работа по формированию предложно-падежных конструкций пространственного значения включается на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия.
На лексико-грамматическом занятии дошкольники познают лексическое и грамматическое значение предлогов. На занятии по обучению грамоте дети учатся печатать эти предлоги. На занятиях по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.
Чтобы детям было легче усвоить значения предлогов, в работе используются графические схемы. Дети не только запоминают предлог, его значение, но и соотносят со схемой, опираясь на зрительный образ.
Работа над предлогами проводится поэтапно и имеет различные направления. Поэтому игры я постаралась разделить по группам, в соответствии с целями и задачами которые ставятся на данном этапе работы:
- игры, направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов;
- игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и фразах;
- игры на закрепление предложно-падежных конструкций в предложении;
- игры на закрепление предложно-падежных конструкций в связной речи.
Работу по формированию у детей предложно-падежных конструкций начинаем с игр и заданий, направленных на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения. На занятиях мы играли в игры: «Стройся», «Умей найти свое место», «Вокруг стула», «Стройка».
Эти веселые игры помогают уточнить и закрепить понимание детьми пространственных предлогов. Помогают ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи.
Затем детям предлагаются задания на понимание обобщенного значения предлогов. "Книга лежит на столе, а где еще она может лежать? (на стуле, на окне...) Мяч упал под стол. Куда еще он может укатиться? (под шкаф, под диван...) Играем в игры: «Куда закатился мячик», «Солнечный зайчик», «Куда приземлился самолет?», «На какой листочек села божья коровка?» и др.
Для развития пространственных представлений, развития внимания, памяти и мышления на занятиях часто используем ребусы со скрытыми предлогами.
В работу обязательно включаю упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций. С детьми учимся составлять предложения по демонстрации или по аналогии. При этом использую подстановочные упражнения, вставить пропущенный предлог; игры направленные на нахождение и исправление ошибок; употребление предлогов с противоположным значением.
Продуктивными, в работе по освоению ориентировки в пространстве между объектами и развитию предложно-падежных конструкций пространственного значения показали себя игры по нахождению предмета (буквы) в таблице. Дети называют расположение предмета по отношению к другому: под, над, между и т.п. Играем в игры «Магазин», «Расставь пальчики», «Веселая азбука».
Цель этих игр, чтобы показать детям, что предмет имеет различное пространственное положение по отношению к другим предметам, об одном и том же предмете можно сказать, используя различные предложно-падежные формы.
Некоторые игры, такие как, «Где что растет?», «Куда закатился мячик?», «Солнечный зайчик», «Где я увидел животное» и др., проводятся с опорой на зрительный анализатор.
Например, в игре «Где я увидел животное» упражняем детей в правильном употреблении предлога «в», закрепляем названия животных в контурном изображении, развиваем сенсорные эталоны, ориентировку в малом пространстве, развиваем зрительные функции формо и цветоразличительную. Эта игра позволяет решать различные коррекционные задачи.
Основная масса игр носит вербальный характер, что наиболее актуально на логопедических занятиях. Игры: «Скажи наоборот», «Незнайкины ошибки», «Где мы были, что видали», «Поймай предлог», «Представлялки» и др. проводятся в устной форме с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы.
Очень важно, чтобы в ходе занятия, игры ребенок был активно действующим лицом, поэтому в занятия я включаю различные виды практических работ, что позволяет задействовать наибольшее количество сохранных анализаторов в работе по формированию ориентировки в пространстве и использованию в речи предлогов.
Игра «Лото»: на карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом и т.д. Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча (мяч под стулом).
Наиболее сложными, но в то же время самыми любимыми детьми являются игры с использованием различных планов-схем: «Юный архитектор», «Ехали мы, ехали», «Поиск сокровищ» и др.
Эти игры помогают совершенствовать ориентировку в малом пространстве, закрепить использование предложно-падежных конструкций в речи детей, позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития (для каждого ребенка подбирается свой план-схема, с учетом трудности задания).
Важно, чтобы все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений и положений сопровождались их словесными обозначениями. Только в этом случае – на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове, у детей создается обобщенный образ пространства.
Дети в процессе обучения совершенствуют ориентировку в большом и малом пространстве, выражение пространственных отношений в речи. Занятия и игры способствуют созданию у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства и его вербализованности.
Читайте также |
---|
Мини-музей «Коми керка»
Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...
Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной…
Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе на тему: «Петя - петушок»
Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»
Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...