Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»

Раннее детство – особый период становления органов и функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих дальнейшее развитие организма. На раннем этапе начинается социализация ребенка.

Задачи умственного воспитания: развитие речи, формирование психических процессов, развитие умственных, познавательных способностей ребенка. Данные задачи реализуются посредством эмоционально – делового общения взрослого с ребенком во время его самостоятельной деятельности; специального обучения ребенка на занятиях в детском саду; самостоятельной практики ребенка в быту, играх, общении.

Психологи Л. С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую.

Ранний возраст является оптимальным для развития речи – одной из задач умственного развития ребенка. Актуальность этой темы обусловлена тем, что у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи; хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми.

Эффективность процесса обучения детей развитию речи зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Поэтому при работе с детьми следует уделять внимание:

- познавательному развитию ребенка;

- накоплению впечатлений;

- расширению чувственного опыта;

- формированию системы знаний об окружающем мире.

Важнейшим средством формирования речи является обучение на занятиях. Главное место на занятиях занимают наглядность и игровые приемы.

При рассматривании картинок следует обращать внимание на состояние и настроение действующих лиц. Например, плачет – значит, замерз, испугался, кушать хочет; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник.

Расширяя в доступных пониманию малышу пределах значение слов, следует формировать умение высказывать элементарные суждения. Существенную роль играют вопросы: кто, что делает, почему, как ты думаешь. Вопрос – ведущий прием активизации речи и мышления на занятиях.

Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Например, рассматривая картинку, дети говорят: «Этот мальчик вытирает лицо». Важно при этом задавать вопросы: где, когда, почему, для чего. Ответы свидетельствуют о понимании временных, причинных, целевых отношений.

При ознакомлении с окружающими предметами следует формировать понимание обобщающих слов: одежда (рубашка, платье, юбка); посуда (чашка, тарелка, ложка); мебель (кровать, стол, стул); транспорт (машина, автобус, самолет).

Дидактические игры способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Такие игры, как «Накормим Машу обедом», «Кукла заболела», «Искупаем куклу», способствуют формированию бережного отношения ко всему живому, воспитанию чувства доброты, сопереживания, взаимопомощи.

Игры с зеркалом помогают открыть себя, вызывают желание общаться: «Это я!», «Я улыбаюсь».

Интересен показ действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание, следует начать поиграть с куклой, объединив при этом три сюжета, доступных пониманию малышей: «Разогреваю кашу на плите», «Накормлю куклу», «Укладываю ее спать». Дети внимательно наблюдают за педагогом, а затем сами словесно продолжают ход действий.

Ранний возраст благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Умение правильно пользоваться интонацией, средствами выразительности речи следует отрабатывать при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко, быстро, медленно.

Дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье» способствую развитию воображения детей. Эффективны показы инсценировок с куклами, игрушками – животными: «Как машина зверей катала», «Собака», «Далеко – близко».

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов обеспечивает:

- решение задач личностного развития детей;

- формирование познавательных интересов и творческого мышления;

- сохранение здоровья детей.

Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребенка. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать Человека.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для…

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для детей средней группы Цель: расширять представления детей о празднике Новый год;...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Читайте также

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится...