Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
Раннее детство – особый период становления органов и функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих дальнейшее развитие организма. На раннем этапе начинается социализация ребенка.
Задачи умственного воспитания: развитие речи, формирование психических процессов, развитие умственных, познавательных способностей ребенка. Данные задачи реализуются посредством эмоционально – делового общения взрослого с ребенком во время его самостоятельной деятельности; специального обучения ребенка на занятиях в детском саду; самостоятельной практики ребенка в быту, играх, общении.
Психологи Л. С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую.
Ранний возраст является оптимальным для развития речи – одной из задач умственного развития ребенка. Актуальность этой темы обусловлена тем, что у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи; хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми.
Эффективность процесса обучения детей развитию речи зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Поэтому при работе с детьми следует уделять внимание:
- познавательному развитию ребенка;
- накоплению впечатлений;
- расширению чувственного опыта;
- формированию системы знаний об окружающем мире.
Важнейшим средством формирования речи является обучение на занятиях. Главное место на занятиях занимают наглядность и игровые приемы.
При рассматривании картинок следует обращать внимание на состояние и настроение действующих лиц. Например, плачет – значит, замерз, испугался, кушать хочет; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник.
Расширяя в доступных пониманию малышу пределах значение слов, следует формировать умение высказывать элементарные суждения. Существенную роль играют вопросы: кто, что делает, почему, как ты думаешь. Вопрос – ведущий прием активизации речи и мышления на занятиях.
Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Например, рассматривая картинку, дети говорят: «Этот мальчик вытирает лицо». Важно при этом задавать вопросы: где, когда, почему, для чего. Ответы свидетельствуют о понимании временных, причинных, целевых отношений.
При ознакомлении с окружающими предметами следует формировать понимание обобщающих слов: одежда (рубашка, платье, юбка); посуда (чашка, тарелка, ложка); мебель (кровать, стол, стул); транспорт (машина, автобус, самолет).
Дидактические игры способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Такие игры, как «Накормим Машу обедом», «Кукла заболела», «Искупаем куклу», способствуют формированию бережного отношения ко всему живому, воспитанию чувства доброты, сопереживания, взаимопомощи.
Игры с зеркалом помогают открыть себя, вызывают желание общаться: «Это я!», «Я улыбаюсь».
Интересен показ действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание, следует начать поиграть с куклой, объединив при этом три сюжета, доступных пониманию малышей: «Разогреваю кашу на плите», «Накормлю куклу», «Укладываю ее спать». Дети внимательно наблюдают за педагогом, а затем сами словесно продолжают ход действий.
Ранний возраст благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Умение правильно пользоваться интонацией, средствами выразительности речи следует отрабатывать при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко, быстро, медленно.
Дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье» способствую развитию воображения детей. Эффективны показы инсценировок с куклами, игрушками – животными: «Как машина зверей катала», «Собака», «Далеко – близко».
Таким образом, использование разнообразных методов и приемов обеспечивает:
- решение задач личностного развития детей;
- формирование познавательных интересов и творческого мышления;
- сохранение здоровья детей.
Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребенка. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать Человека.
Читайте также |
---|
Математический коврик «Цветная мозаика»
Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...
«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для…
«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для детей средней группы Цель: расширять представления детей о празднике Новый год;...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...