«Море, кораблик, пушки, детские игрушки»

Детские игры и игрушки во многом определяют наше даль­нейшее отношение к миру. Если в детстве ребенок напе­вал своей кукле ласковую ко­лыбельную, услышанную от матери, если вместе с отцом ловил и кидал мячик, если взрослые с пониманием отно­сились к тому, что для него бабушкин сундук на кухне - это корабль со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями, то, войдя в жизнь, он, скорее все­го, будет видеть в ней светлые, а не темные стороны. Когда же малышу, покупая игрушку, постоянно повторя­ют: “Играй, только не мешай!”, вполне возможно, что у него подсознательно возникнет чув­ство своей ненужности, даже неполноценности. И уж совсем скверно, когда малыш заброшен полностью - а это постоянное явление в семь­ях, где один из родителей или даже оба - пьющие или нарко­маны.

Ребенок чувствует, что дома что-то не то, в его душе назревает протест, но он не знает, как его выразить. И ищет выход в жестоких, диких дей­ствиях, которые игрой-то не назовешь: поймать и искале­чить бездомную кошку, поло­мать кусты во дворе, выбить стекло.

Я знаю семью, где отец хо­дил гулять со своим маленьким сыном только к пивному ларьку. И пока старший мочил усы в пене, спрашивая собутыльни­ков: “Ты меня уважаешь?”, млад­ший играл рядом в блестящие бутылочные пробки и пустые сигаретные пачки.

Теперь этому сыну уже за двадцать. Недавно он второй раз попал в тюрьму - и снова за пьяную драку. Но нехороша и другая край­ность - задаривать малыша иг­рушками сверх меры, когда он ни в чем не знает отказа. Это тоже к добру не ведет.

Привы­кая с раннего возраста чувство­вать себя “принцем”, которому все позволено, ребенок почти наверняка не будет готов к встрече с реальной жизнью. Как правило, в семьях, где детям доступно все, заботы о воспитании, выработка высоких моральных качеств остаются на заднем плане. И если в даль­нейшем обстоятельства в этой семье сложатся неблагополуч­но, то наследник некогда бога­тых родителей, упав из князи в грязи, вполне возможно, по­вторит путь Дубровского - толь­ко без его высоких идеалов: пойдет грабить на большую до­рогу, благо примеров хотя бы по телевидению перед ним - пруд пруди.

Давайте вспомним о прин­ципах наших предков. Безде­лье никогда не было у них в чести. В больших семьях детей с ранних лет приучали жить по правилу: делу время - потехе час. Возьмем для примера семьи игрушечников. Ведь раньше в России существовали целые области, где занимались этим кустарным промыслом. Муж, жена, дети - вот и весь состав маленькой игрушечной “фаб­рики”. Старшие изготовляли ту­ловища и головы кукол, шили им одежду. Младшие раскра­шивали, приклеивали и расче­сывали волосы. А так как куклы были дешевым товаром, то, для того чтобы заработать, надо было трудиться с утра до вече­ра.

В истории российской иг­рушки сохранилось имя кресть­янина Елистратова. Будущий мастер родился в бедной семье в селе Богородском. Талант мальчика проявился рано. Он делал таких изумительных ло­шадок, что им дивились одно­сельчане.

Сданный в свое вре­мя в рекруты, Елистратов был определен в гвардию и служил в петербургском гарнизоне. В казарме в свое свободное время он постоянно что-то мас­терил. И однажды вырезал из дерева по памяти скульптурный портрет царя во весь рост, по­ражавший сходством с импера­тором. Начальство доложило об этом Николаю I. Увидев работу, царь оценил талант автора, и по Высочайшему указу молодой солдат был принят в Академию художеств.

Окончив учение, Елистратов не забыл свою деревню и, наве­щая земляков, научил их новым техническим и живописным при­емам. Под его руководством сель­ские игрушечники освоили осо­бый вид изделий, получивший название “резь белье”. Это были настолько художествен­но отделанные и очищенные игрушки, они шли на продажу без всякой краски. Впослед­ствии богородская игрушка уча­ствовала во многих выставках, в том числе международных. А представляли там свои игруш­ки дети обученных Елистратовым кустарей, уже сами став­шие умельцами и обеспечен­ными людьми.

Очень жаль, что замеча­тельные игрушки - творения мастеров народных промыслов сейчас можно встретить лишь в магазинах сувениров. Их мес­то заняли безликие заморские Барби, чудовищные пластмас­совые и металлические монст­ры - герои фильмов ужасов для самых маленьких.

Редко-ред­ко родители не пожалеют вре­мени, чтобы вместе с малышом сделать самодельную тряпич­ную куклу или вырезать из де­рева кораблик. А ведь игруш­ки, пусть и сделанные очень неумелыми, но своими рука­ми, гораздо ближе ребенку, чем дорогой экспонат из мага­зина. Недаром дети еще в пе­сочнице с удовольствием иг­рают, скажем, в магазин, где продукты им заменяют камеш­ки и листики. Не надо жалеть времени, чтобы вместе со своим малы­шом придумать и смастерить что-то свое, для души. Он на­верняка будет всю жизнь по­том вспоминать именно эту иг­рушку, а не те дорогие подар­ки, которые принесли в короб­ке из супермаркета.





Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Образовательная деятельность в режимных моментах с детьми старшего возраста «Огород…

Образовательная деятельность в режимных моментах с детьми старшего возраста «Огород на окне»   Заходим в зал. - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей...

Конспект НОД в средней группе «Дружба – это чудо!»

Конспект НОД в средней группе «Дружба – это чудо!»   Программное содержание: 1. Формировать социально-коммуникативные навыки  в процессе формирования представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе …

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Бабушкина скрыня» Программные задачи. Продолжать знакомство детей с одеждой казаков, видеть ее отличительные...


Комментарии





В блогах

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство