«Море, кораблик, пушки, детские игрушки»

Детские игры и игрушки во многом определяют наше даль­нейшее отношение к миру. Если в детстве ребенок напе­вал своей кукле ласковую ко­лыбельную, услышанную от матери, если вместе с отцом ловил и кидал мячик, если взрослые с пониманием отно­сились к тому, что для него бабушкин сундук на кухне - это корабль со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями, то, войдя в жизнь, он, скорее все­го, будет видеть в ней светлые, а не темные стороны. Когда же малышу, покупая игрушку, постоянно повторя­ют: “Играй, только не мешай!”, вполне возможно, что у него подсознательно возникнет чув­ство своей ненужности, даже неполноценности. И уж совсем скверно, когда малыш заброшен полностью - а это постоянное явление в семь­ях, где один из родителей или даже оба - пьющие или нарко­маны.

Ребенок чувствует, что дома что-то не то, в его душе назревает протест, но он не знает, как его выразить. И ищет выход в жестоких, диких дей­ствиях, которые игрой-то не назовешь: поймать и искале­чить бездомную кошку, поло­мать кусты во дворе, выбить стекло.

Я знаю семью, где отец хо­дил гулять со своим маленьким сыном только к пивному ларьку. И пока старший мочил усы в пене, спрашивая собутыльни­ков: “Ты меня уважаешь?”, млад­ший играл рядом в блестящие бутылочные пробки и пустые сигаретные пачки.

Теперь этому сыну уже за двадцать. Недавно он второй раз попал в тюрьму - и снова за пьяную драку. Но нехороша и другая край­ность - задаривать малыша иг­рушками сверх меры, когда он ни в чем не знает отказа. Это тоже к добру не ведет.

Привы­кая с раннего возраста чувство­вать себя “принцем”, которому все позволено, ребенок почти наверняка не будет готов к встрече с реальной жизнью. Как правило, в семьях, где детям доступно все, заботы о воспитании, выработка высоких моральных качеств остаются на заднем плане. И если в даль­нейшем обстоятельства в этой семье сложатся неблагополуч­но, то наследник некогда бога­тых родителей, упав из князи в грязи, вполне возможно, по­вторит путь Дубровского - толь­ко без его высоких идеалов: пойдет грабить на большую до­рогу, благо примеров хотя бы по телевидению перед ним - пруд пруди.

Давайте вспомним о прин­ципах наших предков. Безде­лье никогда не было у них в чести. В больших семьях детей с ранних лет приучали жить по правилу: делу время - потехе час. Возьмем для примера семьи игрушечников. Ведь раньше в России существовали целые области, где занимались этим кустарным промыслом. Муж, жена, дети - вот и весь состав маленькой игрушечной “фаб­рики”. Старшие изготовляли ту­ловища и головы кукол, шили им одежду. Младшие раскра­шивали, приклеивали и расче­сывали волосы. А так как куклы были дешевым товаром, то, для того чтобы заработать, надо было трудиться с утра до вече­ра.

В истории российской иг­рушки сохранилось имя кресть­янина Елистратова. Будущий мастер родился в бедной семье в селе Богородском. Талант мальчика проявился рано. Он делал таких изумительных ло­шадок, что им дивились одно­сельчане.

Сданный в свое вре­мя в рекруты, Елистратов был определен в гвардию и служил в петербургском гарнизоне. В казарме в свое свободное время он постоянно что-то мас­терил. И однажды вырезал из дерева по памяти скульптурный портрет царя во весь рост, по­ражавший сходством с импера­тором. Начальство доложило об этом Николаю I. Увидев работу, царь оценил талант автора, и по Высочайшему указу молодой солдат был принят в Академию художеств.

Окончив учение, Елистратов не забыл свою деревню и, наве­щая земляков, научил их новым техническим и живописным при­емам. Под его руководством сель­ские игрушечники освоили осо­бый вид изделий, получивший название “резь белье”. Это были настолько художествен­но отделанные и очищенные игрушки, они шли на продажу без всякой краски. Впослед­ствии богородская игрушка уча­ствовала во многих выставках, в том числе международных. А представляли там свои игруш­ки дети обученных Елистратовым кустарей, уже сами став­шие умельцами и обеспечен­ными людьми.

Очень жаль, что замеча­тельные игрушки - творения мастеров народных промыслов сейчас можно встретить лишь в магазинах сувениров. Их мес­то заняли безликие заморские Барби, чудовищные пластмас­совые и металлические монст­ры - герои фильмов ужасов для самых маленьких.

Редко-ред­ко родители не пожалеют вре­мени, чтобы вместе с малышом сделать самодельную тряпич­ную куклу или вырезать из де­рева кораблик. А ведь игруш­ки, пусть и сделанные очень неумелыми, но своими рука­ми, гораздо ближе ребенку, чем дорогой экспонат из мага­зина. Недаром дети еще в пе­сочнице с удовольствием иг­рают, скажем, в магазин, где продукты им заменяют камеш­ки и листики. Не надо жалеть времени, чтобы вместе со своим малы­шом придумать и смастерить что-то свое, для души. Он на­верняка будет всю жизнь по­том вспоминать именно эту иг­рушку, а не те дорогие подар­ки, которые принесли в короб­ке из супермаркета.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР…

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР «День знаний. Давайте познакомимся» Цель: - познакомиться педагогу с детьми и детям...

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

Читайте также

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...