Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по ФГОС), исходя из темы данного исследования, предполагает формирование лексической компетенции. Лексическая компетенция – это процесс формирования лексических речевых навыков, под которыми понимают интуитивно правильные лексические образования, сочетающие в себе семантическое, звуковое, грамматическое оформление, подчиняющееся образующимся связям между словами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста строится с опорой на наглядные пособия (Л.Н. Ефименкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов) [13, 14]. Так Т.А. Ткаченко предлагает логопедическую работу организовывать с опорой на схемы и модели [48]. Одним из вариантов схем является мнемотаблица, в которой заложена определенная информация (В.А. Козаренко) [22]. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Среди вспомогательных средств коррекционного процесса следует выделить технологию «Лэпбук», которая в соответствии с требованиями ФГОС ДО способствует формированию не только речевых навыков и умений, а также способности воспринимать и запоминать информацию.

Технология «Лэпбук» (lapbook в переводе с англ. – книжка на коленях) заимствована из зарубежных методических разработок и представляет собой разновидность метода проекта. Данная технология была адаптирована Т. Пироженко и представляет собой маленькую книжечку с вкладками, карманчиками, закладками для сбора и хранения информации, которая представлена в виде схем, рисунков, текстов, таблиц [39].

Д.А. Гатовская под технологией лэпбук понимает эффективную форму организации обучения всеми участниками образовательного процесса [11].

Актуальность использования данной технологии заключается в следующем: «Лэпбук» соответствует требованиям ФГОС ДО к организации пространственной предметно-развивающей среды. Использование «Лэпбука» обладает дидактическими свойствами, развивает воображение, доступно к использованию группой детей, вариативно. Данная технология обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. «Лэпбук» - форма взаимодействия педагога, родителя и ребенка, интересный способ совместной деятельности.

«Лэпбук» помогает построить процесс обучения с учетом индивидуального и дифференцированного принципа. Ребенок при работе с данным наглядным средством становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно получает и осваивает учебную информацию.

Изучив опыт применения «Лэпбук», Т. Пироженко, считает старший дошкольный возраст (от 5 лет и выше) наиболее оптимальным для организации занятий с применением данной технологии.

Педагоги-практики, расширяя опыт применения «Лэпбука» в образовательном процессе, отмечают возможность использования данного средства с младшего возраста, однако на каждом возрастном этапе меняется участие взрослого и ребенка в работе с пособием от совместного до самостоятельного.

Анализ отечественного опыта с применением лэпбук-технологии выделил два варианта работы:

1 – использование готовых «Лэпбуков»;

2 – самостоятельное изготовление в процессе образовательной деятельности, который является наиболее эффективным, так как предполагает активное участие ребенка в данном процессе.

Таким образом, «Лэпбук» представляет собой комплексное учебное пособие, является материальным результатом проектной деятельности. «Лэпбук» активизирует познавательный интерес, к деятельности, формирует и развивает способность самостоятельного поиска, систематизации информации, обеспечивает ее запоминание и закрепление.

 

Список литературы:

  1. Глухов, В. П. Психолингвистика / В. П. Глухов. – М.: Юрайт, 2018. – 361 с.
  2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 350 с. – Текст: непосредственный.
  3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164. – Текст: непосредственный.
  4. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.
  5. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
  6. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 16-21.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?»

НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?» Цели: систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить грамматическое понятие слов...

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Читайте также

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»