Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по ФГОС), исходя из темы данного исследования, предполагает формирование лексической компетенции. Лексическая компетенция – это процесс формирования лексических речевых навыков, под которыми понимают интуитивно правильные лексические образования, сочетающие в себе семантическое, звуковое, грамматическое оформление, подчиняющееся образующимся связям между словами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста строится с опорой на наглядные пособия (Л.Н. Ефименкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов) [13, 14]. Так Т.А. Ткаченко предлагает логопедическую работу организовывать с опорой на схемы и модели [48]. Одним из вариантов схем является мнемотаблица, в которой заложена определенная информация (В.А. Козаренко) [22]. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Среди вспомогательных средств коррекционного процесса следует выделить технологию «Лэпбук», которая в соответствии с требованиями ФГОС ДО способствует формированию не только речевых навыков и умений, а также способности воспринимать и запоминать информацию.

Технология «Лэпбук» (lapbook в переводе с англ. – книжка на коленях) заимствована из зарубежных методических разработок и представляет собой разновидность метода проекта. Данная технология была адаптирована Т. Пироженко и представляет собой маленькую книжечку с вкладками, карманчиками, закладками для сбора и хранения информации, которая представлена в виде схем, рисунков, текстов, таблиц [39].

Д.А. Гатовская под технологией лэпбук понимает эффективную форму организации обучения всеми участниками образовательного процесса [11].

Актуальность использования данной технологии заключается в следующем: «Лэпбук» соответствует требованиям ФГОС ДО к организации пространственной предметно-развивающей среды. Использование «Лэпбука» обладает дидактическими свойствами, развивает воображение, доступно к использованию группой детей, вариативно. Данная технология обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. «Лэпбук» - форма взаимодействия педагога, родителя и ребенка, интересный способ совместной деятельности.

«Лэпбук» помогает построить процесс обучения с учетом индивидуального и дифференцированного принципа. Ребенок при работе с данным наглядным средством становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно получает и осваивает учебную информацию.

Изучив опыт применения «Лэпбук», Т. Пироженко, считает старший дошкольный возраст (от 5 лет и выше) наиболее оптимальным для организации занятий с применением данной технологии.

Педагоги-практики, расширяя опыт применения «Лэпбука» в образовательном процессе, отмечают возможность использования данного средства с младшего возраста, однако на каждом возрастном этапе меняется участие взрослого и ребенка в работе с пособием от совместного до самостоятельного.

Анализ отечественного опыта с применением лэпбук-технологии выделил два варианта работы:

1 – использование готовых «Лэпбуков»;

2 – самостоятельное изготовление в процессе образовательной деятельности, который является наиболее эффективным, так как предполагает активное участие ребенка в данном процессе.

Таким образом, «Лэпбук» представляет собой комплексное учебное пособие, является материальным результатом проектной деятельности. «Лэпбук» активизирует познавательный интерес, к деятельности, формирует и развивает способность самостоятельного поиска, систематизации информации, обеспечивает ее запоминание и закрепление.

 

Список литературы:

  1. Глухов, В. П. Психолингвистика / В. П. Глухов. – М.: Юрайт, 2018. – 361 с.
  2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 350 с. – Текст: непосредственный.
  3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164. – Текст: непосредственный.
  4. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.
  5. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
  6. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 16-21.


Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...

Помочь раскрыться одарённым детям

Помочь раскрыться одарённым детям Для развития у ребенка его шахматных и «околошахматных» способностей, являющихся предпосылками для формирования одаренности, необходима долгая и...

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: В. Сутеев «Яблоко» (по мотиву сказки) Цель: развитие...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Зазеркалье» Цель: развивать творческое воображение посредством нетрадиционного рисования...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...