Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по ФГОС), исходя из темы данного исследования, предполагает формирование лексической компетенции. Лексическая компетенция – это процесс формирования лексических речевых навыков, под которыми понимают интуитивно правильные лексические образования, сочетающие в себе семантическое, звуковое, грамматическое оформление, подчиняющееся образующимся связям между словами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста строится с опорой на наглядные пособия (Л.Н. Ефименкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов) [13, 14]. Так Т.А. Ткаченко предлагает логопедическую работу организовывать с опорой на схемы и модели [48]. Одним из вариантов схем является мнемотаблица, в которой заложена определенная информация (В.А. Козаренко) [22]. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Среди вспомогательных средств коррекционного процесса следует выделить технологию «Лэпбук», которая в соответствии с требованиями ФГОС ДО способствует формированию не только речевых навыков и умений, а также способности воспринимать и запоминать информацию.

Технология «Лэпбук» (lapbook в переводе с англ. – книжка на коленях) заимствована из зарубежных методических разработок и представляет собой разновидность метода проекта. Данная технология была адаптирована Т. Пироженко и представляет собой маленькую книжечку с вкладками, карманчиками, закладками для сбора и хранения информации, которая представлена в виде схем, рисунков, текстов, таблиц [39].

Д.А. Гатовская под технологией лэпбук понимает эффективную форму организации обучения всеми участниками образовательного процесса [11].

Актуальность использования данной технологии заключается в следующем: «Лэпбук» соответствует требованиям ФГОС ДО к организации пространственной предметно-развивающей среды. Использование «Лэпбука» обладает дидактическими свойствами, развивает воображение, доступно к использованию группой детей, вариативно. Данная технология обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. «Лэпбук» - форма взаимодействия педагога, родителя и ребенка, интересный способ совместной деятельности.

«Лэпбук» помогает построить процесс обучения с учетом индивидуального и дифференцированного принципа. Ребенок при работе с данным наглядным средством становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно получает и осваивает учебную информацию.

Изучив опыт применения «Лэпбук», Т. Пироженко, считает старший дошкольный возраст (от 5 лет и выше) наиболее оптимальным для организации занятий с применением данной технологии.

Педагоги-практики, расширяя опыт применения «Лэпбука» в образовательном процессе, отмечают возможность использования данного средства с младшего возраста, однако на каждом возрастном этапе меняется участие взрослого и ребенка в работе с пособием от совместного до самостоятельного.

Анализ отечественного опыта с применением лэпбук-технологии выделил два варианта работы:

1 – использование готовых «Лэпбуков»;

2 – самостоятельное изготовление в процессе образовательной деятельности, который является наиболее эффективным, так как предполагает активное участие ребенка в данном процессе.

Таким образом, «Лэпбук» представляет собой комплексное учебное пособие, является материальным результатом проектной деятельности. «Лэпбук» активизирует познавательный интерес, к деятельности, формирует и развивает способность самостоятельного поиска, систематизации информации, обеспечивает ее запоминание и закрепление.

 

Список литературы:

  1. Глухов, В. П. Психолингвистика / В. П. Глухов. – М.: Юрайт, 2018. – 361 с.
  2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 350 с. – Текст: непосредственный.
  3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164. – Текст: непосредственный.
  4. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.
  5. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
  6. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 16-21.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа). Тема: Приключения в…

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа) Тема: Приключения в лесу Программное содержание: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Читайте также

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника…

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника лепки – пластилинография «Зимняя сказка»

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»