Опыт работы: «Использование технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах»

Раздел  I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Автор опыт работает воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа.

Свою педагогическую деятельность педагог осуществляет в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом примерной основной  образовательной программой дошкольного образования.

Детский сад расположен в спальном районе города, окружен дорогами с интенсивным движением, в непосредственной близости находится социокультурный объект – городской краеведческий музей.

Путь в детский сад большинства детей проходит через проезжую часть. Дошкольники под присмотром родителей переходят дорогу, но в дальнейшем, они должны будут делать это самостоятельно, поэтому необходимо научить детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Важно, чтобы дети знали правила и не подвергали жизнь опасности. Поэтому свой педагогический опыт педагог направил на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах.

Работа с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения.

В сентябре 2019 года была проведена первичная диагностика по оценке уровня сформированности навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовался комплекс методик: диагностическое задание «Закончи историю» (авторы Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович); анкета «Оцени поступок» (автор Э. Туриэль), игра-задание «Найди нарушителей» (автор О.Е. Прудникова) [9, с. 15] (Приложение №1).

Анализ протоколов обследования показал, что высокий уровень сформированности навыков безопасного поведения на дорогах выявлен только у 16% детей старшего дошкольного возраста, средний уровень – у 31% обследуемых, а у 53% старших дошкольников этот показатель низкий (Приложение №3).

Таким образом, возникла необходимость использовать в данном направлении образовательной деятельности такие технологии и формы работы, которые позволили бы не просто получать знания, а формировать практические навыки безопасного поведения на дорогах.

Анализ практики детского сада №2 показал, что в работе со старшими дошкольниками недостаточно внимания уделяется деятельностному компоненту. Это означает, что научить детей заботиться о собственной безопасности в дорожно-транспортных ситуациях можно только тогда, когда полученные ими знания и представления закрепляются в систематическом практическом повторении в типичных и нетипичных жизненных ситуациях [2, с. 32].

Поэтому формирование опыта происходило в процессе работы по включению в систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имитационных тренингов, как одной из наиболее эффективных форм деятельностного компонента культуры безопасного поведения на дорогах.

Актуальность опыта

Согласно ФГОС ДО одним из приоритетных направлений является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [19].

Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию бывает к этому подготовленным. Непосредственное поведение детей, постоянный поиск ответов на вопрос «Почему?» часто ставят их перед реальной опасностью на улицах и дорогах. Неутешительная статистика ГИБДД по Белгородской области за несколько лет не меняется: каждое десятое ДТП происходит с участием дошкольников.

Более 50% нарушений среди пешеходов, влекущих тяжкие последствия, - переход через проезжую часть в неустановленном месте и вне пешеходного перехода.

Довольно распространенными нарушениями правил дорожного движения являются переход проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортным средством, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, ходьба вдоль края проезжей части при наличии тротуара, выход на проезжею часть из-за стоящего транспорта или иного объекта [5, c. 13].

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Решение этой проблемы только одно: с дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, дети будут воспринимать и чужую как безусловную ценность. Формула безопасности гласит:  предвидеть опасность; при возможности избежать; при необходимости действовать.

Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге и безопасности окружающих. Основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, что позволит расширить социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Вот почему с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что, детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий.

В процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

- между социальной значимостью формирования у дошкольников навыков безопасности дорожного движения и недостатком эффективных форм обучения дошкольников;

- значительным развивающим потенциалом современных педагогических технологий в дошкольном образовании и ограниченным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в использовании технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2019 по 2022 гг.

Ι этап - констатирующий: (сентябрь 2019).

Обнаружение проблемы и противоречий, выбор методов и средств решения проблем и противоречий, подбор и анализ литературы по теме опыта, сбор информации, диагностика детей.

ΙΙ этап - формирующий: (октябрь - апрель 2019-2022 гг.).

Организация образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования имитационных тренингов.

ΙΙΙ этап - контрольный: (май 2022 г.).

Систематизация и обобщение результатов работы, анализ данных, полученных в результате работы, формирование общих выводов, обобщение опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием имитационных тренингов.

Предложенная автором опыта система организации образовательных мероприятий может включаться в общую систему организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения в быту, на улице, в природе.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта работы лежат психолого-педагогические исследования проблем безопасности и безопасного поведения детей дошкольного возраста: определение основных понятий, изучение наиболее эффективных современных педагогических технологий, а также форм организации образовательной деятельности.

В работах Н.Ю. Белой, Р.Б. Стеркиной, Л.Л. Тимофеевой, Т.Г. Хромцевой и др. раскрыты основные понятия, которые автор использовал в опыте: безопасность и безопасное поведение.

Н.Ю. Белая пишет: «Формирование безопасного поведения – это присвоение дошкольниками части культуры поведения, основная функция которой – реализация безопасности человека и общества. Безопасное поведение включает в себя начальные знания основных правил поведения и мер предосторожности» [2, с. 31].

Л.Л. Тимофеева считает, что приобщение к культуре безопасности является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Поэтому культура безопасности может быть основой построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций [12, с. 43].

В исследованиях Н.Ю. Белой, М.М. Борисовой, М.В. Кларина, Л.Н. Куликовой, Н.В. Микляевой, О.В. Толстиковой и др. описаны современные педагогические технологии, повышающие эффективность дошкольного образования при формировании навыков дорожной безопасности.

Автор опыта использовал следующее определение «педагогических технологий» (Р.Л. Гусейнзаде, Т.М. Мамедов и др.) – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [11, с. 22].

В педагогике существуют различные классификации педагогических технологий. В опыте используется классификация, разработанная Н.В. Борисовой. Н.В. Борисова имитационный тренинг относит к игровым технологиям активного обучения, дающим возможность ребенку приобрести опыт, в специально созданной среде, обществе в миниатюре, отражающим в себе внешний мир, и перенести, полученные знания, умения и навыки в реальную жизнь [4, с. 25].

Имитационный тренинг – тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения [3, с. 43].

В опыте использовались методические рекомендации по использованию имитационного тренинга в педагогике, разработанные Мухиной С.А. и Соловьёвой А.А. [10].

Особенности технологии.

Имитация – это копирование действий в ситуации, отличающейся от реальной. В основе имитации деятельности лежит заранее подготовленная ситуация, по которой необходимо не только принять решение, но и предположить действия участников, их мнения и мотивы поведения

Тренинг вид деятельности, способствующий активизации деятельности воспитанника. Объектом имитации служит сама ситуация. В ролях имитируются различные люди. Моделируются взаимодействие людей, то есть процесс устной и визуальной коммуникации.

Тренинг выполняет ряд функций:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта;

- информационную – получение информации для текущей и будущей деятельности;

- обучающую – развитие умений, профессиональных действий;

- интерактивную – учёт индивидуальных возможностей каждого участника в получении нового знания.

Жёстких правил не существует. Имеются предложения и рекомендации, регулирующие процесс имитации:

- ситуация, в которой необходимо действовать, чтобы достигнуть цели (в соответствии с заданием);

- регламент.

- система подведение итогов, обсуждение, рефлексия.

Анализ ролевой деятельности проводится взрослым с позиции правильности решения ситуации, правильности воплощения в роль и действий в этой роли.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается во включении в систему работы по формированию знаний безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста технологий активного обучения – авторских имитационных тренингов.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях дошкольных образовательных организаций, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Раздел II

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге через использование авторских имитационных тренингов.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • организовать работу по конструированию образовательного пространства дошкольной организации с целью формирования знаний и навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста;
  • систематизировать образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по использованию имитационных тренингов для формирования знаний и навыков безопасного поведения на дорогах;
  • создать педагогические условия для организации взаимодействия с родителями воспитанников и педагогами дошкольной организации в данном направлении деятельности;
  • использовать педагогическую диагностику в целях оценки динамики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на дороге через использование технологий активного обучения – имитационных тренингов.

Работа строилась с учетом общепедагогических принципов:

Принцип сознательности и активности предполагает выработку глубоких и осмысленных знаний, что в дошкольном возрасте напрямую зависит от организации воспитательно-образовательного  процесса, методов и средств обучения, собственной познавательной активности ребенка, обеспечения логических связей между известным и неизвестным, понимания причинно-следственных связей между предметами и явлениями, использование индивидуальных интересов дошкольников.

Принцип наглядности обучения обеспечивается строго зафиксированными научными закономерностями: информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности воспитательно-образовательный процесс проводится  систематически, весь учебный год, при гибком распределении содержания материала в течение дня.

Принцип доступности и последовательности обеспечивается закономерностями возраста ребенка и зависит от его индивидуальных  особенностей; условия его практической реализации таковы - от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип возрастной адресованности предполагает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.

Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

Организация учебно-воспитательного процесса

На втором этапе были определены основные направления образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (рис. 2.1.).

1

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста строилась в форме имитационных тренингов.

В педагогической науке предлагаются различные модели построения имитационных тренингов. В опыте использовалась девятишаговая модель подготовки и проведения тренинга И.В. Вачкова. Так, основными формами организации тренинговых занятий с дошкольниками стали: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи.

Интенсивный курс предполагает проведение занятий по определенной теме в течение нескольких дней (до 1 недели).

Регулярные занятия обычно проводятся 1–2 раза в неделю.

Эпизодические встречи – занятия могут происходить 1–2 раза в месяц, по мере получения детьми определенных знаний и представлений в соответствии с образовательной программой. Педагогом чаще всего использовались именно эпизодические формы.

Начинается тренинг с легкой разминкой – приветствия, например Упражнение «Снежный ком» – помогает запомнить всех участников группы, первый участник называет свое имя, следующий – повторяет его имя, затем называет свое. И так по кругу.

Имитационный тренинги включается в непосредственно образовательную деятельность в форме:

  • игр – путешествий «по реке времени» («История развития дорожных знаков», «Регулирование дорожного движения»);
  • путешествий по карте («Дорожные знаки в других странах)» «Путешествие на воздушном шаре»;
  • тематических викторин «История Алексеевского ГИБДД»;
  • встреч с людьми интересных профессий («Профессии разные нужны, профессии всякие важны»).

Специально организованная непрерывная образовательная деятельность с детьми по формированию основ безопасного поведения организуется один раз в месяц через интеграцию различных видов детской деятельности. Занятия планируются как на закрепление материала, так специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков поведения в экстремальных ситуациях. Например, на мобильном автогородке педагог предлагает ребятам игру «Кто самый внимательный». Цель игры – научить дошкольников быстро определять правую и левую стороны. Дети строятся. Педагог подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку. Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде педагога они должны показать правую или левую руку своего партнера. После того как дети перестают ошибаться с указание стороны, их разбивают на две группы и предлагают пройти по тротуару навстречу друг другу. Задача каждой из групп дойти до конца тротуара не задев движущихся навстречу пешеходов. Дети должны идти, держась правой стороны, не толкаясь, не балуясь.

Основой формой организации образовательной деятельности в данном направлении является совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах, через организацию образовательной деятельности и индивидуальную работу. При этом автор опыта использует имитационные тренинги как самостоятельную форму работы, и как часть мероприятий познавательного и досугового характера.

Так, в опыте использовались следующие познавательные мероприятия: встреча в литературной гостиной «Дорожная безопасность»; квест–игра: «Безопасная дорога»; участие в социальной акции «Безопасное кресло»; оформление литературной газеты «Безопасная дорога»; изготовление коллажей «Прогулка по улицам города» и «Мы - пешеходы» и др.

Активно включались и досуговые мероприятия, такие как: праздник «Школа безопасности»; развлечение «Мы – велосипедисты», «Я на самокате»; физкультурно-познавательный досуг «Азбука безопасности»; презентация выставок детско-взрослых фотографий, рисунков, поделок и др.

Во время подготовки к тренингу важен подбор психотехник, упражнений и игровых заданий для решения основных задач тренинга. На каждом тренинге может планироваться одна или несколько задач. Для решения каждой задачи подбирается по несколько упражнений, заданий, требующих разных способов активности – вербальной, двигательной, образной. К примеру:

  • упражнение (в том числе и психогимнастика, дыхательная гимнастика, работа со зрительными тренажерами, упражнения на релаксацию, арт-терапийные упражнения). Пример аутотренинга «Замечательная прогулка»: детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться. Затем ведущий старается ввести детей в ситуацию, причем в ситуацию, где он описывает ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле. Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно;  
  • игра, в том числе пальчиковая, подвижная, строительная («Улицы нашего города», настольно-печатная «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», игра – драматизация «Кошкин дом», «Если ты заблудился» и др. Пример: физминутки «Вот идёт пешеход» 

Вот идёт пешеход - раз, два, три.

Как он знает правила – посмотри!  (Дети шагают на месте)

Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).

Ждать зеленого велит.

Вот и желтый загорелся, (Наклоны головы к левому- правому плечам).

Приготовиться пора

Руки, ноги, разогреем

Начинаем детвора! (Приседания).

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).

Будь смелее пешеход!!!

  • с помощью технических средств дошкольники просматривают отрывки из обучающих мультфильмов, где разыгрываются игровые сюжетные ситуации («Уроки осторожности» из серии мультфильмов «Уроки тетушки совы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь»);
  • рисунок (в том числе раскраски, картинки по типу «Дорисуй», «Нарисуй по точкам»).

Так, в имитационном тренинге «Грамотный пешеходы» включены:

- упражнение «Запрещенное движение»;

- игра «Звуки улицы», «Зашумленные картинки» (с силуэтами рисунков);

- разрешение смоделированных дорожных ситуаций (Приложение №6).

В имитационном тренинге «Мы по улицам шагаем, правила дорожного движения – соблюдаем» используются:

- упражнение «Спасибо за приятное занятие»;

- аутотренинг «Прогулка на велосипеде»;

- зрительная гимнастика «Здоровые глазки»;

- подвижная игра «На сигнал светофора».

Одним из важнейших условий формирования у детей навыка безопасного поведения на улице и в транспорте является создание единого образовательного пространства с участием родителей, педагогов, социума.

Родители принимают активное участие в тех тренингах, посетить которые у них была возможность и желание. Интересной для родителей и детей является форма – видеопросмотры проведенных тренингов. Сюжеты, записанные на видеокамеру, позволяют родителям наблюдать за своими детьми со стороны, оценивать их поведение в определённой ситуации, а также проанализировать педагогические приемы обучения.

В некоторых формах организации образовательной деятельности участие родителей опосредованное. К примеру, литературная газета  оформляется педагогами, родителями и детьми. На страницах этой газеты размещаются памятки, рассказы, стихи, размещаются ребусы, кроссворды, рисунки, фото по формированию основ безопасности, размещаются картинки по разрешению дорожных ситуаций.

В творческой мастерской по изготовлению атрибутов к играм, костюмов и декораций, также оформляются различного вида презентации, изготавливаются комиксы, рукописные книги с дорожными ситуациями, которые использовались в тренингах.

Взаимосвязь работы всех участников образовательных отношений дошкольной организации, к которым относятся все педагоги и специалисты детского сада, позволяет корректировать образовательный маршрут каждого ребенка. Участие в тренингах педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре позволяет включать в сценарии и программы имитационных тренингов упражнения психогимнастики, релаксации, артикуляционной гимнастики, логоритмики.

Пример пальчиковой гимнастики «Транспорт», которую традиционно проводит педагог-психолог:

Много транспорта на свете,

Знают взрослые и дети.

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем транспорт называть:

Трамвай, метро и самолет,

Корабль, поезд, вертолет,

Автобус, лодка и мопед,

Ракета и велосипед.

Все пальцы мы в кулак зажали –

Пять видов транспорта назвали.

А учитель-логопед успешно использует дыхательное упражнение «Накачаем колесо». Учитель-логопед: Наши машины уже подъехали. Но прежде, чем мы с вами отправимся в путь, давайте подкачаем колеса у машины. И.п.: дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с».

Проблема безопасности дорожного движения очень высока и её решение осуществляется при консолидации усилий дошкольной образовательной организации и других социальных партнеров. Особое место занимает сотрудничество с ГИБДД. Встречи с сотрудниками ГИБДД являются для детского сада традиционными, но всегда вызывают особый интерес у детей старшего дошкольного возраста. А непосредственное участие гостей в имитационных тренингах («Мы по улицам шагаем, правила дорожного движения – соблюдаем!», «Светофор» и др.) позволяет воспитанникам осознать важность знаний правил дорожного движения и умений ими пользовать в самых разных практических дорожных ситуациях.

Таким образом, включение имитационных тренингов в общую систему организации работы по формированию культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить положительную динамику в развитии их навыков безопасного поведения на дорогах, которая была предметом анализа на третьем этапе работы над опытом.

Методы и приемы

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста строилась в форме имитационных тренингов по девятишаговой модели подготовки и проведения тренинга (И.В. Вачкова).

В работе использовались:

- наглядные средства обучения (картинки, плакаты, презентации и пр.);

- словесные приемы (стихи, загадки, рассказы и пр.);

- практические способы работы (обучение практическим способам деятельности, ролевое проигрывание проблемных ситуаций, психогимнастика);

- игровые приемы (подвижные, ролевые).

В работе с родителями использовалось анкетирование, консультирование, родительские собрания, оформление газет. Родители помогали изготовлять необходимый материал для поведения имитационных тренингов, а так же имели возможность принимать непосредственное участие во всех тренингах.

Раздел III

Результативность опыта

На третьем этапе была проанализирована динамика формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах за три года, с целью определения эффективности проделанной работы. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика уровня сформированости у детей старшего дошкольного

возраста навыков безопасного поведения на дорогах за три учебных года (n = 32)

Уровень развития 2019- 2020 2020-2021 2021-2022
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
Высокий 5 (16%) 31 (99%) 8 (25%) 32 (100%) 6 (19%) 32 (100%)
Средний 10 (31%) 1 (1%) 9 (28%) 0 10
(31%)
0
Низкий 17 (53%) 0 15 (47%) 0 16 (50%) 0

Так, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 99% в среднем за три года, количество дошкольников со средним уровнем – 1%. Низкий уровень к концу работы над опытом не был зафиксирован.  

В процессе использования технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах, удалось достичь следующих успехов. К концу каждого учебного года все дошкольники умеют:

- применять знания правил дорожного движения на практике;

- выделять информацию обеспечивающую безопасное поведение на дороге;

- читать информацию по дорожным знакам;

- адекватно оценивать дорожную ситуацию;

- использовать навыки дисциплины и самоконтроля, осторожности, а также предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

Таким образом, можем судить об эффективности использования имитационных тренингов в работе над формированием навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах.

Кроме этого в процессе работы над опытом были получены результаты по разработке практических материалов: разработан тематический план по использованию имитационных тренингов в работе со старшими дошкольниками, разработаны сценарии тренингов, конспекты мероприятий, частью которых они являются.  

Библиографический список

1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л, Стеркина, Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

2. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: кн. для воспитателей / К.Ю. Белая, В.Н Зимонина. – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.

3. Бобченко, Т.Г. Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г. Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. –128 с.

4. Борисова, М.М. Формирование основ безопасности у дошкольников: для занятий с детьми 2-7 лет / М.М. Борисова, К.Ю. Белая. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 62 с.

5. Десять стратегий обеспечения безопасности дорожного движения для детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gibdd.ru.

6. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.

7. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.

8. Лебедева Л.П. Физкультурно – познавательный досуг «Азбука безопасности» [Электронный ресурс]. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00030.html.

9. Мониторинг в детском саду. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

10. Мухина, С.А., Соловьёва, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – М.: Феникс, 2004. – 384 с.

11. Научный центр безопасности дорожного движения. Новости Госавтоинспекции по Белгородской области. [Электронный ресурс]. URL: https://гибдд.рф/r/31.

12. Толстикова, О.В., Савельева, О.В. др. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

13. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URJ: http://base.garant.ru/70512244/.

14. Холодова, Е.В. Формирование опыта безопасности поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций в старшей группе [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/651592/.

15. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М.: Центр педагогического образования, 2007. - 80 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников