Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования

(На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь)

Одной из актуальных проблем Приднестровья в настоящее время является развитие современного сельского и этнического туризма в республике. Известно, что президент государства Вадим Красносельский подписал Указ об объявлении 2023-го Годом агропромышленного комплекса, сельских территорий и сельского туризма. По мнению приднестровских исследователей Палий В. Л., Бурлы М. П., Фоменко В. Г. «Услуги агро- и этнотуризма позволяют рекреантам ознакомиться с ментальностью и жизненными устоями Приднестровских селян, познать их обычаи, традиции и аттрактивные достопримечательности.». Педагогический интерес в среде дошкольного образования к данной проблеме обусловлен, прежде всего, реализацией в педагогической деятельности сберегающей, познавательной и воспитательной функций. Агро и этнотуризм в Приднестровье представляет собой разновидность экскурсионно-познавательной деятельности, целью которой является посещение аттрактивных объектов для изучения культуры, архитектуры, образа жизни, быта и традиций этносов, проживающих на данной территории. Интенсивное применение подходов аграрного и этнического туризма в Приднестровье среди дошкольников послужит предпосылкой для повышения познавательного интереса к культурному наследию нашего государства.

Сегодня сохранение и укрепление интеллектуального, психологического и физического здоровья детей – одна из главных стратегических задач нашей республики, а ориентация деятельности дошкольного образовательного учреждения №52 «Искорка» г. Тирасполь по направлению социально значимым стратегическим приоратам развития государства и, есть долгосрочная инвестиция в воспитание и взращивание, здоровых и полноценных граждан современного государства. Результатом дошкольного образования ДОУ №52 «Искорка» г. Тирасполь, согласно ФГОС ДОУ, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенной в своих силах личности с активной жизненной позицией, стремящейся творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющей собственное мнение и умеющей отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего на начальном этапе образовательного процесса, должен иметь возможность прикоснуться к инновационным, трендовым подходам в организации познавательной активности.

В ДОУ №52 «Искорка» г. Тирасполь в лице руководства и педагогического коллектива активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов на наш взгляд, может стать внедрение проектной разработки по применению элементов агротуризма в работе с дошкольниками. Именно агротуризм даст возможность воспитанникам стать соучастниками многих видов сельской деятельности. Например, создание кукол, научиться шить, вышивать народные молдавские наряды, совместно с жительницами села Гояны учавствовать в вечерних традиционных посиделках, испробовать нацинальную молдавскую кухню, ловить рыбу, в селе Бутор покормить животных в округе дома, вместе с хозяйкой заняться сбором урожая, поучавствовать в выкачке меда. «Туристы-дети» узнают много из обычаев и нравов того или иного района, также познакомятся с уникальным фольклором и культурой приднестровских сел. Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением в Приднестровье. Он позволит горожанам-детям приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Еще сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Городские дети получат возможность познакомиться с историей нашей местности, совершить путешествие в мир природы. Сельский туризм Приднестровья - настоящие кладези духовных и материальных ценностей, с живописными пейзажами. На сегодняшний день местные сельские жители предлагают туристам возможность участия в сельских работах или отдыхе в молдавском селе, знакомство с местным фольклором и национальными традициями, в том числе и гастрономическими.

Принимая во внимание зарубежный опыт и на основании вышеизложенного, предлагаем актуализировать в системе дошкольного образования программу по развитию детского туризма как условия освоения дошкольниками социокультурной и природной среды приднестровского края. Предлагаемый педагогический подход, соответствует ведущим инновационным направлениям агротуристического развития Приднестровской государственности.

1. Актуальность проекта. Современное Приднестровье, в котором предстоит жить сегодняшнему дошкольнику, представляет собой культурное пространство, социальную и природную системы, взаимопроникающие и находящиеся в постоянном взаимодействии. Приобщение к этому миру, воспитание ребёнка как маленького гражданина, готового и способного жить в социоприродной культурной среде родного края, – актуальная проблема современного дошкольного образования. Связующим звеном между ребенком, социальным и природным миром выступает взрослый, который по отношению к ребенку является носителем социального опыта и экологической культуры. Средством освоения этого мира выступает деятельность, организованная взрослым. В качестве такой деятельности мы определили туристскокраеведческую. Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, которые должны занять прочные позиции в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения Приднестровья.

2. Педагогическая ценность туристических походов рассматривается в их использовании в качестве эффективного средства познания детьми друг друга, формировании чувства коллектива. Это основание в качестве эффективного условия воспитания маленького гражданина, патриота своей Родины рассматривать туристскокраеведческую деятельность, которая позволит интегративно решать задачи физического и познавательного развития ребенка. Организация агротуризма станет современной технологией в развитии высоких нравственных качеств, познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности и окажет большое влияние на развитие личности ребенка и на ее связь с окружающей средой.

3. Практические решения.

Во-первых. Проектирование культурнообразовательной среды в дошкольном учреждении №52 «Искорка» г. Тирасполь, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в республике.

Основное требование в условиях инновационной программы – максимальная представленность в культурно-образовательной среде ДУ №52 «Искорка» г. Тирасполь всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию. Соблюдение данного требования позволяет сделать содержание образования дошкольников жизненнозначимым, обеспечивает более успешную социализацию, ориентировку в социальной и природной среде родного края. На территории детского сада создать: экологичесую тропу, туристский маршрут, объектами, которых станут наиболее значимые природные и социальные объекты агротуристического комплекса Приднестровских сел.

Во-вторых. В инновационную деятельность по освоению социокультурной и природной среды приднестровского края включить возрастные группы детей с 4-х лет и старше. Для каждой возрастной группы определены доступные и значимые объекты культуры, социума и природы, разработать соответствующее содержание и технологии его освоения. В каждой группе проводить большую подготовительную работу к туристской деятельности, которая будет вестись в рамках трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

4. Проектируемые результаты

В ходе реализации инновационной программы предполагается достижение следующих результатов:

Во-первых, сформировать у детей интереса и опыта туристскокраеведческой деятельности на уровне когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого аспектов: участие воспитанников в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (тематические экскурсии, туристские походы, краеведческие конкурсы, акции). Улучшение показателей физического здоровья воспитанников, приобщение к здоровому образу жизни, формирование нравственного здоровья и патриотических чувств. Создание развивающей среды, обеспечивающей полноценную туристскокраеведческую деятельность дошкольников всех возрастных групп. Повышение уровня профессионализма и компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к туристско-краеведческой деятельности. Разработка планпрограммы повышения компетентностного уровня педагогов в области туристскокраеведческой работы. Установление прочных связей с социальными партнёрами, в том числе с родителями, партнерское взаимодействие по актуальным и перспективным вопросам развития агротуризма в условиях дошкольного учреждения.

5. Практическая значимость проекта. Практическая значимость определяется тем, что программа создаёт реальные предпосылки для внедрения в современный педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения организационную работу по детскому туризму, направленную на физическое и познавательное развитие старших дошкольников, а также формирование нравственной культуры и патриотических чувств субъектов образовательно-воспитательного процесса.

 

Список использованной литературы и источников.

  1. Официальный сайт Новости Приднестровья https://novostipmr.com/
  2. Палий В. Л., Бурла М. П., Фоменко В. Г. Оптимизация функционирования сельского и этнического туризма в Приднестровье в современных условиях Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 3. 2021 г. С. 83–93.
  3. Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с.50-53


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме…

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному...

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...