Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников

Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа

Форма проведения Семинар-практикум

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека… Музыка – это сама жизнь» Дмитрий Борисович Кабалевский.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге пианиста, музыкального педагога - Льва Ароновича Баренбойма, где написано: «В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».

Чувство ритма воспитуемо и развиваемо можно сказать с уверенностью, основываясь на своём опыте. После года занятий в оркестре шумовых и ударных инструментов, почти все дети показали хорошие результаты и достижения – отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок.

Таким образом, ссылка на «психологические опыты для доказательства того, что развитие музыкально - ритмического чувства» чрезвычайно ограничено в своих пределах, являются совершенно необоснованными.

Положение о том, что «развитие чувства ритма ограничено в своих пределах», я считаю, надо заменить другим: «развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу».

Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Но без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребенком встает стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативной фантазии. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. 

Цель работы: Создать предпосылки к формированию чувства ритма.

Задачи:

  1. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.
  2. Развить у детей звуковысотного, ладового чувства, динамического, тембрового слуха, чувства ритма и метроритмического чувства в процессе музыкально-речевых игр.
  3. Развитие рече-двигательной координации.
  4. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят, о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля;

мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д.

Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу, архитектуре.

Среди определений ритма можно наметить основные группы:

1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

3 основных компонента чувства ритма: чувство темпа, метра и ритмического рисунка.

Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Традиционно первоначальное освоение ритма предлагалось осуществлять зрительно или, точнее, умозрительно - через деление на части: целая - две половинные - четыре четверти и т. д.

Современная методика предлагает гораздо более продуктивный способ, с учетом психологии дошкольного возраста. Этот путь - освоение метроритма через движение ходьбу, простукивание.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982).

 Большое внимание Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

 Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова.

До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. Для развития чувства ритма Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически.

Для развития творческого начала и чувства формы, применяю ритмические слоги формулы, игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка. В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении

Вильгельм Келлер, автор книга «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух — одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки — одна из очень удачных находок Орфа.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка. 

В развитии у детей чувства ритма использую вокально-речевые игры.

Использую в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и изучение родного языка. Речевые упражнения — это ритмические декламации стихотворного текста.

 Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов — вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, была особой заботой Орфа. Именно поэтому выбор пал на фольклорные образцы. Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

  1. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.
  2. Когда текст будет произноситься легко детьми, можно добавить движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства стремлюсь к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально - речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей.

В своей работе использую программу Ладушки

Ирина Каплунова и Ирина Новоскольцева считают, что упражнения и игры на развитие чувства ритма должны включаться в каждое занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Не секрет, что на традиционных музыкальных занятиях не всегда возможно уделить дополнительное внимание детям, уровень музыкального развития которых требует индивидуального развития и использования более сложных упражнений, заданий или более простых. Наиболее эффективный и качественный результат достигается при работе с подгруппой детей до 7-8 человек. 

Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Главное, не надо забывать, что каждый ребенок – музыкант и ценность детского творчества не в результате, а в процессе – оно нужно не слушателям, а детям.

Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, воспитать с помощью музыки духовно-богатую, творческую, всесторонне-развитую личность.

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их…

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства» НОД в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Развивать интерес...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...