Организация внеурочной деятельности

Важнейшей составляющей образовательного процесса наряду с обучением является воспитание. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность – это деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. По мнению педагога И.В. Бабушкиной «внеурочная деятельность - это важная часть процесса образования детей младшего школьного». Данная деятельность, которая проявляется вне уроков, позволяет обеспечить развитие, воспитание и социализацию младшего дошкольника согласно его основным интересам и потребностям.

Использования свободного времени школьников для общества всегда была насущной проблемой. Мы знаем, что воспитание происходит в любой момент деятельности детей. Но наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Формы реализации внеурочной деятельности могут быть самыми разнообразными, такими как кружки, «круглые столы», конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, сетевые проекты, публикации в электронных средствах массовой информации, online-конкурсы, квесты и прочее.

Система российского образования ориентирована на развитие открытого, непрерывного, демократического образования; приоритет воспитания, социализации школьников; качественные показатели и результаты образовательной деятельности педагога и школьника, образовательного учреждения как государственно-общественного. Сама же школа заинтересована в решении проблемы внеурочной деятельности, которая становится своеобразной помощью педагогу в освоении новой учебной деятельности, способствует расширению того образовательного пространства, которое предоставляется ребенку для его развития.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку детей; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности подрастающего поколения.

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности и охватывает все направления жизни школьников.

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки.

Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через кружки художественного творчества, прикладного искусства.

Обще интеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы.

Социальное направление - общественно – полезная деятельность.

Общеобразовательная организация предоставляет право выбора спектра занятий, направленных на развитие обучающегося. За счет своей ненавязчивости внеурочная деятельность значительно способствует повышению уровня учебной мотивации школьников. Более эффективным элементом адаптации и выстраивания общения между мальчиками и девочками тоже может использоваться внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволит раскрыться совершенно, с другой стороны.

Основная цель внеурочной деятельности – создание таких условий, которые будут способствовать проявлению и развитию интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения нравственных и духовных традиций, создания разностороннего отдыха детей.

Любая цель должна иметь свой результат. Результат представляет собой итог участия школьника во внеурочной деятельности. Но в данном случае наиболее важны духовно-нравственные приобретения, оказавшие воздействие на процесс развития личности школьника.

Основные уровни результатов внеурочной деятельности:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

На наш взгляд наиболее важным является третий, который подразумевает активное участие школьника в общественной жизни.

Чтобы достичь высокого результата, важна не только деятельность ребенка, но и личность учителя. В процессе деятельности учитель выступает сразу в нескольких ролях.

В первую очередь, он консультантом, который способствует выбору ребенком наиболее соответствующей его интересам внеурочной деятельности. Во-вторых, учитель выступает в роли организатора и непосредственного руководителя внеурочной деятельности школьников. И в-третьих – сопровождающий. Учитель разрабатывает программы деятельности и обеспечивает их проведение. Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий педагогу необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие вопросы, помогать решать проблемы. Педагог должен хорошо представлять, чего от него ждут учащиеся, ведь именно они являются главными индикаторами внеурочной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Читайте также

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»