Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при обучении.

Я комбинирую в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.

И начнем с того, что такое «Нумикон»?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданная для тех детей, у которых есть сложности в обучении. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер¬ны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

1

Почему формы Нумикона выглядит так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами значительно лучше, чем разбросанные хаотично. Определить количество точек расположенных хаотично, не пересчитывая, гораздо труднее чем расположенных структуированно.

2

Из чего состоит «Нумикон»?

 формы;

 штырьки разного цвета;

 белая пластмассовая доска, на которой можно располагать формы нумикона в любой последовательности или используя схемы, которые так же входят в набор, делать предметные картинки;

 числовые карточки от 1 до 10;

 книжка раскладушка;

 книжка и диск с рекомендуемыми заданиями.

Реализация работы с пособием происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Работа с «Нумеконом» проводится в 4 этапа. Этапы Представлены на слайде.

С предметами «Нумикона» мы придумали разнообразные игры. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», используем во время свободных игр в режимных моментах, а так же на занятиях.

Первый этап – ознакомительный, игровой - через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или на тесте, конструирование мебели, домиков и т.д.) ребенок начинает видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.

-Сенсорные игры с формами «Нумикон» - «Покатай формы на пальчиках», «Покрути в руках», «Достань из воды», «Найди формы в песке, крупе», «Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.

3

Через игры «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы», «Закрой окошки по цвету», «Назови цвет» дети знакомятся с особенностями деталей «Нумикона» (цвет, форма, величина).

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Повар» помогают использовать формы «Нумикона» в качестве предметов-заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия

4

Второй этап - конструирование рядов из форм «Нумикона».

В процессе конструирования из форм Нумикон дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.

5

Конструктивная деятельность: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте», «Рисуем круги», «Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)». Решаем задачи запоминать, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивать умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Таким образом, дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно, осязательно.

6

Математические игры и задания: «Узнай форму «Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру». Задания математической направленности встраиваю в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.

Игры «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 5», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 5», «Дай форме числовое имя», «Посчитай» учат детей выстраивать ряд из форм «Нумикона» от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно;

7

Знакомятся с цифрами, учатся подбирать нужную цифру к форме. А так же учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формируют навыки счета и называния итогового числа.

Особое место в работе с пособием «Нумикон» занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки. 

8

Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, вычитанием, составлением и решением задач.

Следующим этапом работы будет сложение и вычитание. Работа проводится в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ребенка с ТМНР.

9

Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в коррекционно-образовательной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй…

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Детский сад для ёжиков»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Читайте также

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»