Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления [30]. «Началом формирования экологических представлений личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что экологическое образование по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду.

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Большой вклад в разработку методики экологического образования детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева» [13].

Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников, по мнению Н.А. Рыжовой – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры», «проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды». «Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее» [46].

«Анализ ведущих экологических понятий показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов». «С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.

Важными элементами экологического образования в детском саду
являются:

- расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края;

- развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных;

- воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного края.

Дошкольники подготовительных групп способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ». «Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей». «Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов и явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей» [4].

Для формирования знаний у детей о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста воспитывают желание самостоятельно наблюдать природные явления, задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе; побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире; учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и за состоянием погоды в календаре природы. Однако анализ казахстанских программ показывает, что познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится, прежде всего, не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Дети без помощи взрослого затрудняются выстроить логику закономерных изменений. Отсюда возникает противоречие между объективно-выраженными требованиями общества по формированию знаний о сезонных изменениях в природе и недостаточной разработанностью наиболее эффективной методики для формирования у детей средней группы знаний о сезонных изменениях в природе. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. В нашей стране, Республике Казахстан, невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания является следствием недостаточной воспитательнообразовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе.

В этой связи в концепции экологического образования до 2025 г. отмечается: «Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо: формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования» [1].

Совершенно очевидно, что формировать такое отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Историко-педагогический анализ литературы показал, что каждый выдающийся дидакт прошлого в той или иной степени затрагивал вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями и предметами природы.

Исследования С.Н.Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников также показывают, что в его основу должны быть положены систематизированные знания о закономерных явлениях жизни растений и животных, с которыми общается ребенок этого возраста [3]. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Читайте также

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...