Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации

Актуальность исследования.

На современном этапе одной из важнейших задач педагогической теории и практики является формирование творческой личности. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Современное направление системы дошкольного образования требует от педагога умения видеть в ребенке начало формирования личности. Поэтому не случайно появление в педагогической практике тенденции к интеграции содержания форм работы с детьми. Особенно важно появление интеграции в творческом развитии детей [1, с. 15].

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.

Создавая детям условия для занятий изобразительной деятельностью, мы формируем у них устойчивый интерес к данному виду деятельности, развиваем их способности.

По мнению Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, О.А. Куревиной
и др. авторов, аппликационная деятельность в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста является одним из уникальных средств воспитания, обучения и развития. Авторы считают, что ребенок в процессе использования аппликации становится творцом культуры и носителем
ее ценностей [7, с. 20].

Занятия аппликацией являются эффективным средством формирования изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей дошкольников. Доступной для детского творчества аппликацию делают простота и легкость ее исполнения. Дети могут применять как уже готовые формы определенного цвета, так и творить собственные композиции, вырезывая элементы сюжетных изображений, узоров и т.д. [2, с. 34].

В воспитании творчества особенно эффективны нетрадиционные виды аппликации. Однако, несмотря на богатый опыт в области организации занятий аппликацией, по утверждению многих исследователей, нет комплексной системы занятий, учитывающих взаимосвязь и особенности разных используемых материалов. В практической работе в ДОО воспитатели зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и нетрадиционных техник для создания выразительной композиции и формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому есть необходимость обоснования педагогических условий в данном направлении с применением нетрадиционных видов аппликации.

Использование аппликации оказывает большое значение для развития детей дошкольного возраста. В процессе занятий аппликацией у детей развивается: мелкая моторика рук, сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.), художественные способности и эстетический вкус.

Значение аппликации в детском саду состоит также в том, что она способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Благодаря работе над аппликацией ребенок овладевает трудовыми умениями (обработкой материала и применением инструментов) [2, с. 35].

Для детей старшего дошкольного возраста характерна определенная потребность в творческой деятельности, что свидетельствует о наличии у них способностей, требующих внимания и правильного педагогического руководства.

Кроме того, посредством аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность, испытать чувство радости от положительного результата труда. Аппликация способствует повышению уровня подготовки к предстоящему обучению в школе [3, с. 101].

Помимо цветной бумаги существует множество различных материалов, которые можно использовать при аппликации. Природа нам дает непревзойденное разнообразие красок и безупречность готовых форм. Применение на занятиях аппликацией различных природных материалов поможет обеспечить развитию у детей любви к природе и бережному отношению к ней.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации будет осуществляться более эффективно, если: организовать работу с разнообразными материалами; использовать методы художественного творчества; применять мотивы произведений народного фольклора.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им. Е.И. Апросимова» н. Кюпцы Усть-Майского улуса РС (Я), где приняли участие 10 детей старшей группы.

Для проведения диагностики, с целью выявления исходных уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами были подобраны соответствующие методики: методика изучения творческого восприятия по М.А. Зубаревой [4]; «Неоконченный рисунок» Ю.А. Полуянова [6]; методика исследования универсальных творческих способностей для детей В.Т. Кудрявцева и В.А. Синельникова «Солнце в комнате» [5].

Проведя диагностику, мы выяснили, что преобладают дети со средним уровнем развития творческих способностей - 60%. В целом, результаты детей старшего дошкольного возраста по всем показателям развития творческих способностей находились на недостаточном уровне. У детей наблюдалось эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения, которое яркое и насыщено позитивными эмоциями. Дети с радостью принялись за работу. В процессе своего творчества некоторые дети произносили какие-то фразы, из которых был понятен замысел рисунка. Однако дети в целом показали недостаточное развитие образного воображения, характерно одинаковое горизонтальное положение листа. Поэтому нам необходимо было разработать систему занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных видов аппликации.

После проведения диагностики мы разработали систему занятий.

Нашу работу с детьми мы построили на основе основных принципов дидактики: систематичности, последовательности, учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Занятия проводились 2 раза в неделю, с продолжительностью 20-25 минут. Использование нетрадиционных материалов и способов работы с ними позволяет заинтересовать детей, создавать интересные и красивые поделки, а также способствует развитию творческих способностей.

В качестве приоритетных видов работы по развитию творческих способностей старшего дошкольника с использованием различных нетрадиционных видов аппликации, в работе с разнообразными материалами мы выделяли следующие направления:

1 - создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей каждого ребенка посредством нетрадиционных видов аппликации;

2 - развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, ассоциативная память, творческое воображение) посредством игрового метода.

Свою работу по обучению приемам работы с нетрадиционными материалами строили на следующих принципах:

- от простого к сложному;

- принцип наглядности;

- принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка;

- связь обучения с жизнью.

С учетом этого был разработан перспективный план проведения системы работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации, который приведен в таблице 1 (см. табл. 1).

Таблица 1

Перспективный план проведения системы работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации

Тема занятия Программные
задачи
Материал Подготовка
к занятию
Приемы обучения
1 Красивый узор
(по замыслу)
Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески). Разноцветная кожа и цветной картон. Белый фон. Геометрические заготовки (круги, квадраты, полоски). Рассмотреть орнаментированные предметы. Выделить особенности их украшения . Инструкция о выполнении узора. Поощрение самостоятельности, творческих поисков детей .
2 Фрукты Учить передавать форму и цвет апельсина, сливы, арбуза, попарно сопоставляя их по величине и цвету (на выбор). Заготовки из скотча соответствующих цветов.
Белый фон.
Обследование основных свойств фруктов. Закрепление приемов вырезания круга и овала из квадрата и прямоугольника.
3 Украсим узором фартук Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента (на выбор); красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора. Фон: силуэты белого, красного и других цветов. Полоски конфетных фантиков разной окраски для узора. Организовать выставки изделий, выполненных народными мастерами. Рассмотреть узоры. Показ вариантов украшения фартуков геометрическими узорами. Поощрение творчества детей.
4 Гирлянда
из листьев (коллективно)
Учить наклеивать сухие листья. Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять композицию Сухие осенние листья, куски плотного картона красного, оранжевого, зеленого цветов. Организовать беседу о красоте осеннего леса. Прочесть стихотворения об осени. Показ приема наклеивания листьев. Закрепление приемов
аппликации.
5 Автобус Учить вырезать основные части силуэта автобуса; передавать их величинные и цветовые отношения . Полоски разного цвета кожи.
Белый фон
Рассмотреть автобус, сравнить с грузовиком. Закрепление приемов
вырезания частей и последовательности их
наклеивания.
6 Подарок
для Мурки
Закрепить знания о
геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете (основные и оттенки); упражнять в составлении
изображения из геометрических фигур; продолжать учить нетрадиционным
способам - скручивание бумаги.
Цветные полоски крученой бумаги. Белый фон. Игрушечные кошки. Организовать игры с кошками (оставить их в игровом уголке). Обследование игрушек, разъяснение приемов выполнения .
7 Моя любимая сказка Закрепить навыки работы с сыпучим материалом – опилки, крупы; развивать композиционные умения; развивать творчество. Шаблоны,
опилки, крупы, нитки, полоски плотной цветной бумаги.
Чтение сказок, беседы по сказкам, драматизации сказок, рассмотреть иллюстрации. Предложение самостоятельно создать композиции, красиво подбирая формы и цвета элементов. Поощрение творческих поисков и результата.
8 Коврик для девушки-хвощинки Формировать умение пользоваться наглядным материалом разных цветов, соблюдая определенные технологии. Развивать творчество и фантазию, образное мышление. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. Образцы работ выполнены из наглядных материалов.
Раздаточный материал: ножницы, листы плотной бумаги, кусочки кожи.
Напомнить детям якутскую сказку «Старушка Бэйбэрикээн». Организация детей.
Продемонстриро-вать детям наглядный материал.
Рассказать о его художественных достоинствах. Предложить детям составить картинку из сборника сказок. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
9 Одеяло из лоскутков
для Мэник-Мэнигияна
Познакомить детей с темой аппликации. Формировать умение пользоваться наглядным материалом (прикладывать его, примерять, сравнивать), соблюдая определенные технологии. Развивать творчество и фантазию, образное мышление. Образцы работ наглядных материалов для демонстрации: отдельные части и детали, сделанные из картона (овалы, треугольники, квадраты), конфетные фантики, клей ПВА, карандаш, фломастер. Продемонстри-ровать детям работы и наглядный материал. Рассказать о его художественных достоинствах. Организация детей. Предложить детям составить картинку из деталей, добавляя содержание разными деталями. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
10 Солнышко Обучить технике работы с поролоном. Формировать творческие способности в процессе декоративного украшения образцов. Квадраты цветной бумаги. Разноцветные обрезки поролона. Организовать разучивание песни черепахи к м/ф «Веселая карусель» - «Я на солнышке лежу». Поощрение творческих находок в оформлении аппликации. Использование лучших работ для украшения группы.
11 Любимая кукла Учить использовать бисер, пользуясь приемами наклеивания его в определенном порядке. Дать возможность сварьировать цвет и элементы украшения одежды (бант, воротник и т. д.). Бисер разного цвета и формы. Куклы. Клей ПВА. Нарядить кукол в новые красивые платья, рассмотреть их строение, соотношение частей. Внесение кукол в нарядных платьях, закрепление представления об их строении, особенностях изображения. Выбор вариантов для исполнения .
12 Хоровод якутских девушек Продолжать знакомить детей с работой с опорой на наглядный материал.
Формировать умение пользоваться наглядным материалом, соблюдая определенные технологии.
Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
Ножницы, береста, листы плотной бумаги. Продемонстри-ровать детям работы и наглядный материал. Рассказать о его художественных достоинствах. Вспомнить с детьми технологию, обговорить содержание работы. Предложить составить картинку из наглядных материалов, добавляя разные детали.
Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
13 Сказочные герои Учить вырезать и составлять композиции по содержанию знакомых сказок. Развивать творческое отношение к работе, ее содержанию Заготовки природного материала. Цветной фон (на выбор) Организовать беседу об интересных мультфильмах и их главных героях (их поступках, особенностях внешности). Предложение вспомнить знакомых сказочных героев, особенности их внешности. Показ приемов их симметричного вырезания. Поощрение положительных результатов работы.
14 Подсолнух Закреплять умение работать с крупой, семечками Крупа, семечки. Картина «Подсолнухи». Клей ПВА Беседа о подсолнухах. Рассматривание картинок и книг. Поощрение творческих находок в оформлении аппликации.
15 Узор из сардан Учить вырезать цветы и листья тюльпанов и составлять из них узор на круге, квадрате, полосе (на выбор), красиво сочетая и чередуя формы, цвета. Развивать художественный вкус детей. Красные, желтые, зеленые заготовки искусственной кожи. Белый, желтый фон Принести букет тюльпанов, рассмотреть форму цветов и листьев. Полюбоваться их красотой Закрепление приемов симметричного вырезания и способов построения орнамента на плоскости геометрических фигур в разных вариантах.
16 Праздничное панно
(по замыслу, коллективно)
Учить определять содержание аппликации для отражения праздника (праздничную улицу, хоровод кукол в национальных костюмах и т. д.). Крупа, поролон, скорлупа от фисташек
Цветная бумага для фона (на выбор) .
Рассмотреть иллюстрации. Прочитать стихотворения . Помочь детям в выборе интересного содержания и воплощении его в аппликации. Активизация творчества каждого ребенка.

Отметим, что особенностью нетрадиционной аппликации является то, что ее можно дополнять, дорабатывать, а также использовать для решения различных задач в детском саду.

Занятие по нетрадиционной аппликации начинался с заготовки - наглядно-демонстрационного образца. Для его подготовки вырезать надо было не из выбранного материала, а из листа бумаги подходящего по форме и величине к задуманному образу; это не только облегчает творческую работу старших дошкольников по вырезанию и наклеиванию, но и помогает экономить бумагу. Это можно рассмотреть на примере трех занятий по мотивам якутских сказок: «Коврик для девушки-хвощинки» (по мотивам сказки «Старушка Бэйбэрикээн»), «Одеяло из лоскутков для Мэник-Мэнигияна» (по мотивам одноименной сказки) и «Хоровод якутских девушек» (по замыслу).

Использование якутских сюжетов на занятиях по аппликации в старшей группе - важная проблема воспитания ребенка-саха. В процессе творчества в аппликации по якутским мотивам отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны.

На занятиях мы использовали образцы якутских орнаментов. Так, например, в аппликации «Коврик для девушки-хвощинки» (по мотивам сказки «Старушка Бэйбэрикээн») используя якутские орнаменты, мы познакомили детей с овалом, прямоугольником и их названиями; провели знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Во время занятий также использовали упражнения, направленные на развитие кисти, и различную пальчиковую гимнастику. Проводили игры такие как, «Собираемся на бал», «Турнир рыцарей», «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Что в чёрном ящике».

Стоит отметить, что большая роль в нетрадиционной аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, оно оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Поэтому постоянно объясняли детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполнялись такие аппликации, как «Солнышко», «Подсолнух». Яркие цветовые акценты использовались в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогали детям передать явления природы («Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны были научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях по нетрадиционной аппликации у старших дошкольников воспитывали умение работать и созидать в коллективе.

На одном из наших занятий учили детей делать аппликацию из крупы. Мы выбрали самый простой цветок - подсолнух, к тому же использовали натуральные его плоды - семечки. Для этого потребовалось: лист бумаги, кукуруза, горох, семечки, клей.

Также старшим дошкольникам понравились виды пластилиновой аппликации. Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Особенно качественной получилась пластилиновая аппликация на стекле. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе остаются жирные пятна от пластилина.

Аппликации из поролона также вызвала интерес у детей. В этой технике дети выполнили поделку «Солнышко».

Аппликация из крученой бумаги также относится любимым видам нетрадиционной аппликации. Методика работы по данной технике была показана на примере занятия «Подарок для Мурки».

Таким образом, разработанная нами система занятий, основанная на технике нетрадиционной аппликации, стимулирует творческую активность детей старшего дошкольного возраста.

Данный вид занятий доставил старшим дошкольникам удовлетворение, позволил использовать навыки творческого видения и восприятия. Так, через удовольствие такая деятельность создает условия для развития творческих способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы.

 

Использованная литература:

  1. Абрамова, Я.А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Я.А. Абрамова, Ю.А. Соловьева, Л.Н. Ухинова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV
    Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2018. – 15 с.
    - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/1367 (дата обращения: 19.09.2022).
  2. Бунина, А.П. Аппликация как средство развития дошкольника
    / А.П. Бунина // Семья и школа. - 2020. - № 3. - С. 34-35.
  3. Епураш, В.Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда / В.Н. Епураш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3. – 101 c.
  4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 2018. – 434 c. - Режим доступа: https://psychojournal.ru/books/1916-ilin-e-p-psihologiya-tvorchestva-kreativnosti-odarennosti.html (дата обращения: 07.03.2021).
  5. Кудрявцев, В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей (статья вторая) / В.Т. Кудрявцев, В.А. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 10. - С. 62-72.
  6. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - СПб. : Дельта, 2012. - 228 с.
  7. Чаулкина, В.А. Аппликация в детском саду / В.А. Чаулкина.
    - М. : Спарк, 2010. - 20 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...

Читайте также

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла –…

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла – природа ожила» Аннотация проекта По методу -  информационно-познавательный. По количеству участников – групповой. По...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»