Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья в нашей дошкольной образовательной организации является актуальной. В сельской местности здоровье детей дошкольного возраста зависит не только от их физического развития, но и от уровня санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в регионе. Исходя из данного фактора, педагоги работают одновременно с воспитанниками детского сада и их родителями.

Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность здоровья детей основана на профилактической деятельности всех участников образовательного процесса. С целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях дошкольной образовательной организации поддерживается соответствующий температурный режим, уровень освещенности и проветривания. Ежедневно воспитатели следят за самочувствием детей, при необходимости вызывают фельдшера или бригаду скорой помощи. Обязательными условием является периодические обследования воспитанников в профессиональном медицинском учреждении.

Значительное место в сохранении здоровья занимает наблюдение за санитарным состоянием дошкольной группы, кухни и продуктов детей. Для детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, разрабатывается индивидуальное меню. В этом случае большая помощь оказывается родителями, которые заранее предупреждают воспитателей об аллергии ребенка.

Формируя здоровый образ жизни и безопасность здоровья детей в детском саду, в системе проводится профилактическая работа, направленная на расширение знаний и практических навыков:

- знание правил личной гигиены, гигиены одежды, обуви;

- умение строго придерживаться режима дня не только в группе, но и дома;

- практические навыки взаимодействия с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка) безопасна для жизни и здоровья;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизни каждого человека;

- понимание значения «здоровый образ жизни» для личного здоровья, хорошего самочувствия, психологического благополучия.

Подчеркну, что если только говорить о значимости здоровья, то это никак не повлияет на качество жизни и деятельности детей. Для создания здорового фундамента в нашей дошкольной образовательной организации активно внедряются многообразные формы работы с детьми.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, которые укрепляют здоровье и снижают заболеваемость в каждой группе. Закаливание содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей.

1) Гигиенические процедуры, включающие умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.

2) Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.

Одновременно с этим, всегда учитывается физическое и психическое состояние каждого ребенка. Чем слабее ребенок, тем осторожнее подходим к проведению закаливающих процедур. Однако придерживаемся принципа: такого ребенка закаливать надо обязательно. Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания воздухом, водой, рассеянным солнечным светом. Кроме этого, закаливающие мероприятия способствуют правильному обмену веществ, оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни [2, с.13]. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) осуществляется в каждой группе постепенно.

Прогулка служит наиболее действенной закаливающей процедурой. В зависимости от времени года и характера предыдущего занятия во время прогулок меняется последовательность видов деятельности детей. Например, в зимнее время, когда дети много сидят в помещении, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года - с различных видов игр [1].

Спортивные занятия или подвижные игры занимают значительное место в сохранении и укреплении здоровья детей. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и умения, появляется возможность развивать познавательный интерес, формировать умение ориентироваться в окружающей действительности. Всё это приводит к появлению у дошкольников первичного жизненного опыта.

Кроме подвижных игр, в нашем детском саду в системе используются разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий. Физические упражнения, эстафеты, игры с мячом способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышая его работоспособность и развивая защитные механизмы к неблагоприятным факторам внешней среды.

Между занятиями или во время непрерывной образовательной деятельности проводится двигательная разминка. Её целью служит предотвращение утомления у детей, снятие эмоциональное напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствуя развитию двигательной активности детей.

В процессе формирования основ сохранения здоровья и ценностей здорового образа жизни используем комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К их числу можно отнести игры, направленные на формирование представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания. Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы по укреплению здоровья. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в сторону на каждый шаг)» [4, с. 63].

Благодаря рекомендациям А.М. Сивцовой, в деятельности дошкольной образовательной организации стали использовать такие формы работы, как: самомассаж, игропластика и креативная гимнастика. Игровой самомассаж служит основой закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивании. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения [3].

Таким образом, поддержание и укрепление здоровья детей в условиях детского сада осуществляется различными формами и методами: методом наблюдения, спортивно – музыкальными развлечениями, оздоровительными экскурсиями с привлечением родителей. Для родителей оформляются стенды, папки – передвижки, буклеты, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования основ здорового образа жизни. Для мотивации и поддержания интереса к своему здоровью активно используются фильмы, презентации. В этом случае обучающий процесс строится так, чтобы дети имели возможность самим задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Постепенно детей появится желание закаливаться, вести здоровый образ жизни и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (физкультуру, рисование, аппликацию, лепку).

 

Список литературы:

1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. М.: ТЦ Сфера, 2015. 208 с.

2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет. - М.: МозаикаСинтез, 2019.

3. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - СПб., 2018. – 26с.

4. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Владос-Пресс, 2021. – 176с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Пасхальное яйцо»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Пасхальное яйцо» Цель: Познакомить детей с традиционным праздником – Пасха. Воспитывать интерес к русским пасхальным...

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Читайте также

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Конспект осеннего развлечения в младшей группе «Осень золотая в гости…

Конспект осеннего развлечения в младшей группе «Осень золотая в гости к нам пришла» Цель праздника: развитие положительных эмоциональных переживаний детей.. Задачи: 1. Доставить...