Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), прочности певческих навыков. Кроме того требуются воображение, фантазия, умение применять свой опыт в новой ситуации.

Основной единицей песенного творческого процесса является мелодия.

Мелодия – это ладово-ритмическая организация последовательность звуков, выражающая образ. Отправной точкой становления мелодии является «вождением голосом» - способность человеческого голоса к воспроизведению последовательности звуков разной высоты.

В процессе развития песенного творчества педагогом решаются следующие задачи:

  • закладываются основы музыкально-эстетического сознания, обогащается опыт эмоционального переживания музыки, формируя потребности творческого применения в пении;
  • развивается осознанность представлений детей о средствах выразительности музыкальной речи;
  • дети научаются сочинять интонации, мелодии в определенном настроении, передавая звукоподражания голосам животных, птиц, звукам природы и т. п. с определенной эмоциональной окраской;
  • заинтересованность дошкольников песенным творчеством, способствует проявлению творческой активности, инициативы и самостоятельности;
  • развиваются музыкальные способности.

Методика развития певческого творчества строится поэтапно:

I этап: восприятие и подражание;

II этап: разработка образа;

III этап: самостоятельное творчество.

На I этапе формируются умения у детей гибко импровизировать голосом различные мелодии. Первоначально необходимо научить ребёнка не говорить, а пропевать мелодию, показать, как можно менять высоту голоса. Своё пение логично подкрепить движением руки. Жест помогает визуализировать услышанное. Обобщается способ действия.

Игра «Художник» (пение по рисунку)

1

Приём: пение по невидимому рисунку тоже очень эффективен. Применяется бестональное импровизирование (игры по принципу «Вопрос – ответ»). Данный способ лишает возможность повторить мелодию (её, как таковой не существует), тем самым создаются предпосылки проявления первичного песенного творчества.

На следующей ступеньке желательно включить ребёнка в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. В этом помогают игры и упражнения с продуманными средствами воздействия на воображение ребёнка. Игровой диалог строится так, чтобы ребёнок принимал воображаемый образ на себя и действовал от лица этого образа («Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, где бывал?» сл.А.Шибицкой; «Гуси», сл.Т.Бырченко, стихотворения на слова А.Барто.

Совместная импровизация с детьми строится за восприятием пения педагога, обычно без музыкального сопровождения. Применение образца облегчает дошкольникам самостоятельные поиски певческих интонаций. Но, стоит не забывать о самостоятельности, иначе творческая деятельность превратится в пение «по показу педагога». С накоплением опыта, мелодии детей становятся разнообразнее.

II этап многогранный, активный, его задача: развить навыки песенной импровизации, научить ребёнка манипулировать с образом. Практикуются следующие приёмы:

  • пение от лица разных персонажей;
  • пение в разных жанрах:
  • пение на текст, рифмованный, нерифмованный.

Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий (стихотворные тексты, игровые атрибуты). Важным в работе является заинтересованность, игра без принуждения, творческий партнерский диалог педагога с ребёнком. Такие условия развивают творческие возможности дошкольников.

III этап является результатом проделанной работы. Здесь формируются самостоятельность, творческая активность, фантазия, воображение. Целью является: побуждение к самостоятельному применению творческих умений. На этом этапе обогащается вокально - интонационный опыт, решаются довольно сложные творческие задачи:

  • сочинение мелодий на заданный текст;
  • умение находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

Для испытывающих затруднения детей необходимо использовать различные подсказки, или индивидуальные задания, варьирование заданий, помогающие направить творческий процесс в нужное направление. Главное, ребёнка «включить» в действие.

В работе педагогом учитывается уровень музыкального развития детей, индивидуальность, степень активности. (Творческая песенная деятельность связана с поиском собственного исполнения и интерпретации художественного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, динамика, ритм, тембр)). Поэтому педагогический процесс выстраивается только с ориентированием на возможности детей.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа позволяет продуктивно выстроить творческий процесс. В игровой форме дети учатся импровизировать, с лёгкостью усваивая вокальные навыки, обеспечивается эмоциональный подъём, а интерес к деятельности становится устойчивым и эффективным.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...