Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), прочности певческих навыков. Кроме того требуются воображение, фантазия, умение применять свой опыт в новой ситуации.

Основной единицей песенного творческого процесса является мелодия.

Мелодия – это ладово-ритмическая организация последовательность звуков, выражающая образ. Отправной точкой становления мелодии является «вождением голосом» - способность человеческого голоса к воспроизведению последовательности звуков разной высоты.

В процессе развития песенного творчества педагогом решаются следующие задачи:

  • закладываются основы музыкально-эстетического сознания, обогащается опыт эмоционального переживания музыки, формируя потребности творческого применения в пении;
  • развивается осознанность представлений детей о средствах выразительности музыкальной речи;
  • дети научаются сочинять интонации, мелодии в определенном настроении, передавая звукоподражания голосам животных, птиц, звукам природы и т. п. с определенной эмоциональной окраской;
  • заинтересованность дошкольников песенным творчеством, способствует проявлению творческой активности, инициативы и самостоятельности;
  • развиваются музыкальные способности.

Методика развития певческого творчества строится поэтапно:

I этап: восприятие и подражание;

II этап: разработка образа;

III этап: самостоятельное творчество.

На I этапе формируются умения у детей гибко импровизировать голосом различные мелодии. Первоначально необходимо научить ребёнка не говорить, а пропевать мелодию, показать, как можно менять высоту голоса. Своё пение логично подкрепить движением руки. Жест помогает визуализировать услышанное. Обобщается способ действия.

Игра «Художник» (пение по рисунку)

1

Приём: пение по невидимому рисунку тоже очень эффективен. Применяется бестональное импровизирование (игры по принципу «Вопрос – ответ»). Данный способ лишает возможность повторить мелодию (её, как таковой не существует), тем самым создаются предпосылки проявления первичного песенного творчества.

На следующей ступеньке желательно включить ребёнка в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. В этом помогают игры и упражнения с продуманными средствами воздействия на воображение ребёнка. Игровой диалог строится так, чтобы ребёнок принимал воображаемый образ на себя и действовал от лица этого образа («Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, где бывал?» сл.А.Шибицкой; «Гуси», сл.Т.Бырченко, стихотворения на слова А.Барто.

Совместная импровизация с детьми строится за восприятием пения педагога, обычно без музыкального сопровождения. Применение образца облегчает дошкольникам самостоятельные поиски певческих интонаций. Но, стоит не забывать о самостоятельности, иначе творческая деятельность превратится в пение «по показу педагога». С накоплением опыта, мелодии детей становятся разнообразнее.

II этап многогранный, активный, его задача: развить навыки песенной импровизации, научить ребёнка манипулировать с образом. Практикуются следующие приёмы:

  • пение от лица разных персонажей;
  • пение в разных жанрах:
  • пение на текст, рифмованный, нерифмованный.

Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий (стихотворные тексты, игровые атрибуты). Важным в работе является заинтересованность, игра без принуждения, творческий партнерский диалог педагога с ребёнком. Такие условия развивают творческие возможности дошкольников.

III этап является результатом проделанной работы. Здесь формируются самостоятельность, творческая активность, фантазия, воображение. Целью является: побуждение к самостоятельному применению творческих умений. На этом этапе обогащается вокально - интонационный опыт, решаются довольно сложные творческие задачи:

  • сочинение мелодий на заданный текст;
  • умение находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

Для испытывающих затруднения детей необходимо использовать различные подсказки, или индивидуальные задания, варьирование заданий, помогающие направить творческий процесс в нужное направление. Главное, ребёнка «включить» в действие.

В работе педагогом учитывается уровень музыкального развития детей, индивидуальность, степень активности. (Творческая песенная деятельность связана с поиском собственного исполнения и интерпретации художественного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, динамика, ритм, тембр)). Поэтому педагогический процесс выстраивается только с ориентированием на возможности детей.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа позволяет продуктивно выстроить творческий процесс. В игровой форме дети учатся импровизировать, с лёгкостью усваивая вокальные навыки, обеспечивается эмоциональный подъём, а интерес к деятельности становится устойчивым и эффективным.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Конспект ООД «Весенние цветы» в нетрадиционной технике в старшей группе

Конспект ООД «Весенние цветы» в нетрадиционной технике в старшей группе Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой выполнения аппликации из круп. Задачи: Образовательные: - Закреплять...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми…

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных...

Конспект занятия по развитию речевой речи для средней группы «По…

Конспект занятия по развитию речевой речи для средней группы «По дороге с Золушкой» Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Образовательные задачи: совершенствовать навыки коммуникационного общения...

Читайте также

Изготовление закладки в технике оригами

Изготовление закладки в технике оригами

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...