Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), прочности певческих навыков. Кроме того требуются воображение, фантазия, умение применять свой опыт в новой ситуации.

Основной единицей песенного творческого процесса является мелодия.

Мелодия – это ладово-ритмическая организация последовательность звуков, выражающая образ. Отправной точкой становления мелодии является «вождением голосом» - способность человеческого голоса к воспроизведению последовательности звуков разной высоты.

В процессе развития песенного творчества педагогом решаются следующие задачи:

  • закладываются основы музыкально-эстетического сознания, обогащается опыт эмоционального переживания музыки, формируя потребности творческого применения в пении;
  • развивается осознанность представлений детей о средствах выразительности музыкальной речи;
  • дети научаются сочинять интонации, мелодии в определенном настроении, передавая звукоподражания голосам животных, птиц, звукам природы и т. п. с определенной эмоциональной окраской;
  • заинтересованность дошкольников песенным творчеством, способствует проявлению творческой активности, инициативы и самостоятельности;
  • развиваются музыкальные способности.

Методика развития певческого творчества строится поэтапно:

I этап: восприятие и подражание;

II этап: разработка образа;

III этап: самостоятельное творчество.

На I этапе формируются умения у детей гибко импровизировать голосом различные мелодии. Первоначально необходимо научить ребёнка не говорить, а пропевать мелодию, показать, как можно менять высоту голоса. Своё пение логично подкрепить движением руки. Жест помогает визуализировать услышанное. Обобщается способ действия.

Игра «Художник» (пение по рисунку)

1

Приём: пение по невидимому рисунку тоже очень эффективен. Применяется бестональное импровизирование (игры по принципу «Вопрос – ответ»). Данный способ лишает возможность повторить мелодию (её, как таковой не существует), тем самым создаются предпосылки проявления первичного песенного творчества.

На следующей ступеньке желательно включить ребёнка в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. В этом помогают игры и упражнения с продуманными средствами воздействия на воображение ребёнка. Игровой диалог строится так, чтобы ребёнок принимал воображаемый образ на себя и действовал от лица этого образа («Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, где бывал?» сл.А.Шибицкой; «Гуси», сл.Т.Бырченко, стихотворения на слова А.Барто.

Совместная импровизация с детьми строится за восприятием пения педагога, обычно без музыкального сопровождения. Применение образца облегчает дошкольникам самостоятельные поиски певческих интонаций. Но, стоит не забывать о самостоятельности, иначе творческая деятельность превратится в пение «по показу педагога». С накоплением опыта, мелодии детей становятся разнообразнее.

II этап многогранный, активный, его задача: развить навыки песенной импровизации, научить ребёнка манипулировать с образом. Практикуются следующие приёмы:

  • пение от лица разных персонажей;
  • пение в разных жанрах:
  • пение на текст, рифмованный, нерифмованный.

Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий (стихотворные тексты, игровые атрибуты). Важным в работе является заинтересованность, игра без принуждения, творческий партнерский диалог педагога с ребёнком. Такие условия развивают творческие возможности дошкольников.

III этап является результатом проделанной работы. Здесь формируются самостоятельность, творческая активность, фантазия, воображение. Целью является: побуждение к самостоятельному применению творческих умений. На этом этапе обогащается вокально - интонационный опыт, решаются довольно сложные творческие задачи:

  • сочинение мелодий на заданный текст;
  • умение находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

Для испытывающих затруднения детей необходимо использовать различные подсказки, или индивидуальные задания, варьирование заданий, помогающие направить творческий процесс в нужное направление. Главное, ребёнка «включить» в действие.

В работе педагогом учитывается уровень музыкального развития детей, индивидуальность, степень активности. (Творческая песенная деятельность связана с поиском собственного исполнения и интерпретации художественного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, динамика, ритм, тембр)). Поэтому педагогический процесс выстраивается только с ориентированием на возможности детей.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа позволяет продуктивно выстроить творческий процесс. В игровой форме дети учатся импровизировать, с лёгкостью усваивая вокальные навыки, обеспечивается эмоциональный подъём, а интерес к деятельности становится устойчивым и эффективным.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его...

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Морковки на грядке» предназначена для детей 3-4 лет и направлена...

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...