Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ
Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), прочности певческих навыков. Кроме того требуются воображение, фантазия, умение применять свой опыт в новой ситуации.
Основной единицей песенного творческого процесса является мелодия.
Мелодия – это ладово-ритмическая организация последовательность звуков, выражающая образ. Отправной точкой становления мелодии является «вождением голосом» - способность человеческого голоса к воспроизведению последовательности звуков разной высоты.
В процессе развития песенного творчества педагогом решаются следующие задачи:
- закладываются основы музыкально-эстетического сознания, обогащается опыт эмоционального переживания музыки, формируя потребности творческого применения в пении;
- развивается осознанность представлений детей о средствах выразительности музыкальной речи;
- дети научаются сочинять интонации, мелодии в определенном настроении, передавая звукоподражания голосам животных, птиц, звукам природы и т. п. с определенной эмоциональной окраской;
- заинтересованность дошкольников песенным творчеством, способствует проявлению творческой активности, инициативы и самостоятельности;
- развиваются музыкальные способности.
Методика развития певческого творчества строится поэтапно:
I этап: восприятие и подражание;
II этап: разработка образа;
III этап: самостоятельное творчество.
На I этапе формируются умения у детей гибко импровизировать голосом различные мелодии. Первоначально необходимо научить ребёнка не говорить, а пропевать мелодию, показать, как можно менять высоту голоса. Своё пение логично подкрепить движением руки. Жест помогает визуализировать услышанное. Обобщается способ действия.
Игра «Художник» (пение по рисунку)
Приём: пение по невидимому рисунку тоже очень эффективен. Применяется бестональное импровизирование (игры по принципу «Вопрос – ответ»). Данный способ лишает возможность повторить мелодию (её, как таковой не существует), тем самым создаются предпосылки проявления первичного песенного творчества.
На следующей ступеньке желательно включить ребёнка в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. В этом помогают игры и упражнения с продуманными средствами воздействия на воображение ребёнка. Игровой диалог строится так, чтобы ребёнок принимал воображаемый образ на себя и действовал от лица этого образа («Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, где бывал?» сл.А.Шибицкой; «Гуси», сл.Т.Бырченко, стихотворения на слова А.Барто.
Совместная импровизация с детьми строится за восприятием пения педагога, обычно без музыкального сопровождения. Применение образца облегчает дошкольникам самостоятельные поиски певческих интонаций. Но, стоит не забывать о самостоятельности, иначе творческая деятельность превратится в пение «по показу педагога». С накоплением опыта, мелодии детей становятся разнообразнее.
II этап многогранный, активный, его задача: развить навыки песенной импровизации, научить ребёнка манипулировать с образом. Практикуются следующие приёмы:
- пение от лица разных персонажей;
- пение в разных жанрах:
- пение на текст, рифмованный, нерифмованный.
Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий (стихотворные тексты, игровые атрибуты). Важным в работе является заинтересованность, игра без принуждения, творческий партнерский диалог педагога с ребёнком. Такие условия развивают творческие возможности дошкольников.
III этап является результатом проделанной работы. Здесь формируются самостоятельность, творческая активность, фантазия, воображение. Целью является: побуждение к самостоятельному применению творческих умений. На этом этапе обогащается вокально - интонационный опыт, решаются довольно сложные творческие задачи:
- сочинение мелодий на заданный текст;
- умение находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.
Для испытывающих затруднения детей необходимо использовать различные подсказки, или индивидуальные задания, варьирование заданий, помогающие направить творческий процесс в нужное направление. Главное, ребёнка «включить» в действие.
В работе педагогом учитывается уровень музыкального развития детей, индивидуальность, степень активности. (Творческая песенная деятельность связана с поиском собственного исполнения и интерпретации художественного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, динамика, ритм, тембр)). Поэтому педагогический процесс выстраивается только с ориентированием на возможности детей.
Таким образом, систематическая целенаправленная работа позволяет продуктивно выстроить творческий процесс. В игровой форме дети учатся импровизировать, с лёгкостью усваивая вокальные навыки, обеспечивается эмоциональный подъём, а интерес к деятельности становится устойчивым и эффективным.
Читайте также |
---|
Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...
Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его...
Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...