Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста

«Театр - это волшебный мир, он дает уроки красоты, морали и нравственность. В чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» – Б.М. Теплов.

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна.

Согласно, психологическому словарю Речь (анг. Speech) - исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка. По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации». Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом.

Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Развитие связной речи имеет особое значение, отмечал Рубинштейн. Связная речь - речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством общения, выступает как деятельность, под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте. В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играют огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их речевой опыт.

В начале своей работы мы поставили цель:

развитие активной речи детей раннего возраста посредством театрализованных игр.

Задачи: целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей с помощью театрализованных игр;

- вызывать эмоциональный отклик ребенка на театрализованную деятельность;

Формировать:

-потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

- поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание

ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами;

- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Для того чтобы малыши сами импровизировали, инсценировали какой-нибудь готовый литературный материал, возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которая предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в группе:

• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;

• Организация «зон приватности»;

• Предоставление права и свободы выбора;

• Полифункциональность использования помещений и оборудования;

Здесь нами представлены сказки и малые фольклорные формы в соответствии с программой, для которых мы изготовили своими руками и при помощи родителей:

- Куклы, маски персонажей сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.

- Плоскостной театр: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка».

- Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

- Пальчиковый театр, театр перчаток.

- Театр на палочках.

Далее к произведениям подобрали вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.

Как мы используем театрализованную игру, а также элементы драматизации в работе по речевому развитию в первой младшей группе в своей работе. Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, так как оно органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников.

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование театрализованных игр в НОД по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. Например: «Би ба бо», «Пальчиковый театр». Дети проговаривали отдельные слова, коротенькие фразы по тексту сказки договаривая за воспитателем. При этом совершенствовалось умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Дети старались отчетливо произносить слова и короткие фразы.

2) Использование театрализованных игр повседневной жизни в различные режимные моменты. Например, мы изготовили театрализованные дидактические игры «Назови сказку», «Расскажи сказку». Целью этой игры является развитие умения рассказать сказку по алгоритму, развивать желание включаться в речевое взаимодействие, учить детей отвечать полными точными предложениями, активизировать словарь, способствовать развитию связной речи детей.

Особое место в играх-драматизациях мы отводили небольшим этюдам, в которых сами показывали образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки мы показывали и проговаривали. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев. Также мы изготовиливаем лэпбук «В гостях у сказки». Цели и задачи: закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

С помощью театрализованных игр, представленных в лэпбуке будем вовлекать детей в диалог, обогащали активный словарь детей, развивали навыки фразовой речи, что благоприятно повлияет на речевое развитие детей. Дети будут учиться отвечать на вопросы: Что это? Кто это? Что лишнее в этой сказке? Что делает герой сказки?

Необходимо отметить, что театрализованные игры драматизации способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Комплекс игр, используемых мной, для развития речевой активности во второй группе раннего развития, с применением театральных атрибутов:

Вид игры Название игры Цель
Потешка Кто у нас хороший? Учить детей общаться
Кукла-марионетка Здравствуй, малыш, я Петрушка! Взывать положительные эмоции, учить общению
 Игра - инсценировка Солнышко, ведерушко! Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Игра развлечение  Игры с мягкой говорящей игрушкой Повторять за игрушкой не большие стишки. Понимать и воспроизводить текст.
Потешка Киска- киска – киска брысь… Вызывать положительные эмоции, и желание к
разучиванию.
Дидактическая игра Кто пришел? Кто ушел? Учить детей понимать, вопросы и отвечать на них.
Разучивание А. Барто Идет бычок… Учить детей декламировать стихотворение.
Потешка Водичка, водичка, умой мое личико… Воспитывать аккуратность, желание быть чистым
Музыкальная игра Заинька, попляши… Учить детей осмысл. двигаться под музыку.
Обучающая игра Как говорят домашние животные Учить звукоподражанию
Потешка Ладушки – ладушки… Повторять движения, играя.
Подвижная игра Курочка и цыплята Учить детей перевоплощаться и передавать образ
Музыкальная игра Мишка с куклой Учить детей осмысл. двигаться.
Рассматривание иллюстраций Цыпленок и утенок В. Сутеев Учить соотносить рисунки с текстом.
Чтение Колобок Учить детей декламировать стихотворение Песенка Колобка.
Разучивание  А. Барто Мишка. Учить детей декламировать стихотворение
Подвижная игра Мы потопаем как мишка Развивать внимание, учить действовать согласно с текстом
Инсценировка (показывает воспитатель) Колобок Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги животных. Учить изображать животных
Дидактическая игра Что на елочке? Развивать внимание, воспитывать желание отвечать на вопрос
Потешка, Стихотворение Е. Благининой Петушок, петушок… Учить слушать и различать поэтический текст.
Настольный театр Колобок Учить детей, передвигать животных, согласно с текстом, произносить слова (коротк. фразу)
Чтение Репка Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.
Потешка Баю-баюшки-баю… Повторять движения, играть самостоятельно.
Театр би-ба-бо (показывает воспитатель) Репка Учить детей внимательно смотреть не большой спектакль
Разучивание А Барто Слон Учить детей декламировать стихотворение.
Игра - инсценировка Мишка косолапый Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Чтение Курочка Ряба Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.
Спортивная игра Повторяй за мной… Развивать внимание, умение подражать, быстро переключаться
Просмотр мультфильма Курочка Ряба Учить детей внимательно смотреть мультфильм.
Разучивание А. Барто Зайка Учить детей декламировать стихотворение.
Просмотр мультфильма Жили у бабуси Учить детей внимательно смотреть мультфильм. А в дальнейшем инсценировать песенку
Музыкальная игра Да, да, да! Муз.
 Е. Тиличеевой
Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение
Дидактическая игра Вопросник. Учить отвечать на вопросы
Дидактическая игра Репка Вопрос-ответ по иллюстрациям
Игра инсценировка  Большие, маленькие ноги Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Музыкально – ритмическая игра Бубен наш мышонок взял Учить детей слышать и воспроизводить ритм.
Подвижная игра Раздувайся пузырь Учить детей имитировать «надувание шарика». Тренировать дыхание.

На ряду, с театральной деятельностью, постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами. Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Все игры, должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое», и принимать в этом процессе активное участие.

Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна и познавательна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру. Тема:…

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру.Тема: «Волшебники детского сада» (знакомство с профессией повар) Задачи: - формировать у детей навыки...

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей» Пояснительная записка Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...