Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Эта проблема связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Дети всегда стремятся копировать взрослых. Поведение мамы и папы на дороге – главный пример, который откладывается в их неокрепшем сознании. Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности), ребенок бессознательно будет действовать так же вне зависимости от того, знает он ПДД или нет. Поэтому первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, – показать на деле, что они сознательные пешеходы. Изучать с ребенком ПДД нужно с первого года жизни читая ему всевозможные стишки, слушать песенки, смотреть мультики о поведении на дороге. С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы. Например, говорить с ребенком на тему того, что для полной остановки автомобилю понадобится время, что он не умеет мгновенно тормозить. Еще в период посещения детского сада малыш должен усвоить, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться. Кроме того, важно учитывать психологические особенности дошкольников в разном возрасте, их восприятие мира. Примерно до 8 лет у детей преобладает «туннельное» зрение – ребенок воспринимает объекты перед собой, но не сбоку. Поэтому детей важно учить перед выходом на дорогу внимательно смотреть по сторонам. До 6 лет ребенок не способен быстро установить источник шума, услышать приближающийся автомобиль. До 5-6 лет концентрация внимания избирательная. Малыш может одновременно оценить только один объект – на его взгляд, самый значимый (например, ребенок замечает, как приближается грузовик, но не обращает внимания на легковую машину). Низкий рост ограничивает угол обзора, дети не могут увидеть все, что происходит на дороге. Водителям крупногабаритных авто по той же причине бывает сложно заметить ребенка. Нужно учитывать специфику поведения ребенка в опасной ситуации. Девять из десяти детей при виде несущегося на них автомобиля впадают в ступор и закрывают лицо руками. Десятый бросается в паническое бегство, чаще всего прямо под колеса машины. Поэтому, работу по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начинаем с их родителей. Для этого проводим тематические родительские собрания, консультации, беседы, конкурсы. В уголке для родителей размещаем памятки по ПДД. Стараемся наладить тесную связь родитель –ребенок, родитель – педагог. Привлекаем родителей к участию в проектах группы, используем систему заданий для родителей: разучить стихотворения по ПДД, подготовить и разучить с ребенком загадки о правилах дорожного движения. Проводим совместно с родителями развлечения, игры, викторины. Очень важно научить дошкольников различать и называть виды транспорта, как они передвигаются, какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте, донести до детей, что в транспорте важно соблюдать тишину и не отвлекать водителя. Дети должны понимать, кто является участником дорожного движения, какое значение имеют светофоры, тротуары, пешеходные переходы, полосы движения. Дошкольники должны отлично знать 5 главных правил дорожного движения: Пересекать проезжую часть можно на зеленый сигнал светофора или по переходу, и только так. Перед тем как ступить на дорогу, нужно взглянуть налево, потом, дойдя до разделительной полосы, посмотреть вправо. Вдоль дороги следует передвигаться по тротуару справа. Если находишься за городом – идти навстречу автомобилям по обочине. Нельзя играть возле дороги. Нельзя перебегать ее, идти на красный или желтый свет, даже если поблизости нет машин. Нужно научить детей различать основные дорожные знаки. Понимать, что существуют различные виды знаков. В своей работе мы используем хорошие детские печатные издания: книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть». Пример стихотворения для дошкольников:

Всем ребятам умным ясно:

Где дорога – там опасно!

Отыщи-ка, пешеход

Черно-белый переход!

Не горит зеленый свет?

Светофора вовсе нет?

Что такое? Как же так?

Посмотри на синий знак.

Человечек в нем идет?

Значит, это – переход.

У дороги смирно встань,

Не беги, не хулигань,

Маму за руку бери,

Вправо-влево посмотри!

Приглашает переход:

— Проходи по мне вперед! (И. Гурина) В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком. Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А.Усачева, А.Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен. Полезно и очень увлекательно загадывать дошкольникам загадки, изучать с ними правила в картинках. Яркие иллюстрации вызывают интерес, и даже если какие-то слова взрослого дети прослушали, в памяти отложится изображение. Игры по ПДД лучше организовывать на улице. При игровом методе обучения ребенок впитает информацию очень скоро. Дальше – дело повторения. Помимо вышеуказанных способов, для закрепления материала можно выполнять с детьми поделки: лепить из пластилина светофор, зебру, знаки, делать макеты из картона, аппликации, на занятиях по рисованию учить изображать пешеходный переход, светофор. Большое внимание мы уделяем организации предметно пространственной среды. Для этого, в своей группе организовали уголок под названием «Островок безопасности» Здесь мы разместили несколько игровых зон: настольные игры по ПДД, дидактические игры, книжный уголок с подборкой книг по данной тематике, автопарк с машинками игрушками разных видов транспорта, машины специального назначения. В уголке имеются наборы дорожных знаков, макет светофора, жезл регулировщика. Мы стараемся дать детям знания по ПДД, развить в них чувство самосохранения, ответственного поведения и уважения ко всем участникам дорожного движения. Нет ничего дороже жизни и здоровья наших детей, и мы обязаны вооружить их знаниями.

 

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.
  3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.
  4. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы. - М.:«Скрипторий», 2010.
  5. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Научно- практический журнал «Здоровье дошкольника» №4, № 2 ,2010.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Читайте также

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»