Ранние симптомы задержки речевого развития

Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей логопед констатирует тот факт, что на развитие речи ребенка следовало бы обратить внимание и немного раньше.

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. К биологическим факторам относятся:

Различные патологии беременности, внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность или переношенность.

Заболевания раннего возраста: черепно-мозговые травмы, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Наследственные факторы.

Нарушения слуха.

Социальные факторы:

Неблагоприятная социальная среда, приводящая к дефициту речевых контактов: неразвитость культуры общения в семье, педагогическая запущенность, а также билингвизм, эмоциональные стрессы.

Гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Чрезмерно информированная среда, где ребенок сталкивается с

избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае он не прислушивается к речи и не осмысливает значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, которые не имеют отношения к развитию истинной речи.

Есть несколько признаков, по которым еще до 3 лет можно заподозрить возможные проблемы со слухом/речью:

  1. Малыш не реагирует на голоса мамы, папы. Это можно проверить, когда ребенку исполнится три месяца. В норме он проявляет оживление.
  1. В пять месяцев ребенок не издает ни звуков, ни звукосочетаний. Он не ищет взглядом вещи, на которые вы показываете.
  2. Малыш не гулит, не кряхтит, не лепечет, не повторяет какие-либо звуки. Ребенок старше 8 месяцев уже агукает - произносит простые гласные в сочетании с буквой «г» и элементарные слоги.
  3. Ребенок к десяти месяцам умеет махать рукой прощаясь, отрицательно махать головой.
  4. К полутора годам в речи ребенка имеются простые слова. Он может позвать кого-то из родителей, что-то попросить, а еще указать на какой- то предмет или на свою часть тела. Если этого нет, лучше проконсультироваться со специалистом.
  5. Еще один признак, который должен насторожить, если в 2 года малыш не выполняет просьбы взрослых. «Подойди» или «Дай мне кубик» - малыш уже должен понимать такие инструкции. У него должна хорошо быть развита пассивная речь.
  6. А вот если в 2,5 года ребенок не говорит это уже повод для профессиональной консультации невролога и психиатра. К специалисту необходимо обратиться также если в этом возрасте нет небольших фраз, типа «я хочу попить» или «я пошел» или если малыш не понимает усложненные конструкции: например, взять предмет и дать маме.
  7. Последний этап перед официальным диагнозом 2 года и 10-11 месяцев. В этом возрасте ребенок может сказать, как его зовут, рассказать, мальчик он или девочка, рассказать небольшое стихотворение или спеть песню (особенно, если уже ходит в детский сад). Если ребенок до сих пор разговаривает отдельными словами, не использует фразовую речь, и понимаете его только вы, здесь есть над чем поработать логопеду и неврологу.

Поэтому, будьте внимательны к своему ребенку, не упускайте время.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Читайте также

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»