Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки от своих родителей. Поэтому я одним из своих направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста, взяла формирование и развитие речи детей через устное народное творчество. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, колыбельным, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, колыбельные и другие художественные тексты. Это обусловлено возрастными особенностями детей раннего возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Известно, что произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни нахождения ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В это время я стараюсь подобрать и эмоционально рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Воспитатель владеющий фольклорным материалом успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка. Работу в этом направлении, я провожу на играх – занятиях и в режимных моментах в течение дня.

К подбору произведений для детей раннего возраста я подхожу с учетом их возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно, поэтому потешки, песенки, колыбельные, пестушки я подбираю соответственно уровню развития детей и интонация, с которой я произношу тексты, должна быть понятна детям. Когда я выбираю потешки, обращаю внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с чутким ритмом и побуждали детей к действию, подражанию взрослому. Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание повторять её за воспитателем, активизируя речевое общение. Чтобы заставить детей двигаться, я использую такую потешку:

«Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!»

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладенько,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

При подготовки детей ко сну я использую потешку:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят!»

При умывании: «Водичка, водичка умой моё личико….!»

Чтобы создать малышам хорошее настроение, рассказываю хорошо известные детям потешки: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Ай, ду-ду».

В потешках, которых имеется звукоподражание голосам животных и описываются их повадки, малыши улавливают добро, гуманное отношение ко всему живому:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?» или

«Наши гуси у пруда:

Га-га-га, га-га-га!»

Знакомство детей с произведениями русского народного фольклора, я начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

В моей группе подобраны соответствующие игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки. В книжном уголке размещены книги – игрушки, книги – малышки. Здесь же помещены фигурки персонажей знакомых потешек, сказок. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, эмоционально реагируют на звучание потешек.

Чтение народных песенок, потешек, сказок, необходимо сопровождать показом наглядного материала, что более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Для того, чтобы научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание, я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные инструменты, ведь детей, особенно маленьких, надо учить играя.

Используя малые формы фольклора, как средства развития речи в работе с детьми раннего возраста, я убеждаюсь, что это интересно детям, они быстро овладевают пониманием речи и стремятся к речевому общению. Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народное поэтическое слово, может и должно духовно обогатить эту среду и заложить в ребенке предпосылки положительных человеческих качеств.

 

Список литературы:

1. Александрова О.В. Развитие речи для малышей / О. В. Александрова. - М.: Эксмо, 2010. - 48 с.

2. Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011. - 752 с.

3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. - СПБ.: Детство-Пресс, 2012. - 416 с.

4. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 400 с.

5. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к…

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Развивать умение решать примеры. Закрепить умение делить...

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем…

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду» Цели: Формировать заботливое отношение к окружающим. Развивать совместные действия, чувство товарищества. Способствовать...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Читайте также

Поэтапное обучение плаванию способом кроль на груди для старших и…

Поэтапное обучение плаванию способом кроль на груди для старших и подготовительных групп детского сада Методика обучения плаванию способом кроль на груди Начинать...

Перспективный план по развитию самостоятельности, инициативности и ответственности детей старшего…

Перспективный план по развитию самостоятельности, инициативности и ответственности детей старшего возраста в игровой деятельности «Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...