Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, но и как знакомство дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ранняя детская профориентация носит информационный, характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей и осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

В рамках годового проекта «Мир профессий» мною была проведена работа по ознакомлению детей с профессиями их родителей. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Мною были поставлены цели: расширить и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определенный социальный опыт.

Также были поставлены задачи: обогащение словаря путем введения новых понятий, названий профессий; расширение общего кругозора; пробуждение у детей любознательности и интереса к деятельности своих родителей; развитие коммуникативных навыков; создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей; обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализация проекта началась с октября 2021 года, за это время воспитанники познакомились с такими профессиями, как: психолог, балерина, музыкант, кондитер. В течение четырех месяцев детей посещали родители и знакомили со своими профессиями. Ими были проведены беседы по ознакомлению с данной профессией, показаны презентации, мастер-классы, созданы игровые ситуации.

Мама-психолог рассказала о значимости своей профессии в детских учреждениях, больницах, МЧС. Провела игру «Настроение». Также мы совершили экскурсию в кабинет психолога нашего ДОУ, где познакомились с её работой.

Мама-балерина рассказала о великих танцорах, показала презентацию о танцах народов мира и провела мастер-класс, продемонстрировав небольшие этюды бальных, современных и народных танцев.

Мама-музыкант познакомила нас с виолончелью и сыграла несколько небольших партий на этом инструменте – «Прелюдия из 3-й виолончельной сюиты» И.С. Баха и «Русский танец» П.И. Чайковского. Также рассказала о консерватории, в которой будущие музыканты получают образование.

Мама-кондитер помогла детям понять, чем повар отличается от кондитера, свой рассказ она сопровождала показом картинок и провела игру «Повар или кондитер». Также она дала возможность детям почувствовать себя настоящими кондитерами и провела мастер-класс. Ею были приготовлены кексы, которые каждый ребенок украсил на свой вкус.

В результате проведённой работы достигнуты следующие результаты:

1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

(активизация детско-родительских отношений)

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Реализация проекта «Мир профессий» не заканчивается, в перспективе я планирую познакомить детей ещё с несколькими профессиями их родителей: ветеринарный врач, археолог, хирург, реставратор.



Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Дидактическая игра: «Вырасти растение»!

Дидактическая игра: «Вырасти растение»!

«Гигиена - защитник в борьбе с болезнями»

«Гигиена - защитник в борьбе с болезнями» Уважаемые родители! Гигиена и профилактика заболеваний – это неотъемлемая составляющая культуры человека и общества в...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...