Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, но и как знакомство дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ранняя детская профориентация носит информационный, характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей и осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

В рамках годового проекта «Мир профессий» мною была проведена работа по ознакомлению детей с профессиями их родителей. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Мною были поставлены цели: расширить и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определенный социальный опыт.

Также были поставлены задачи: обогащение словаря путем введения новых понятий, названий профессий; расширение общего кругозора; пробуждение у детей любознательности и интереса к деятельности своих родителей; развитие коммуникативных навыков; создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей; обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализация проекта началась с октября 2021 года, за это время воспитанники познакомились с такими профессиями, как: психолог, балерина, музыкант, кондитер. В течение четырех месяцев детей посещали родители и знакомили со своими профессиями. Ими были проведены беседы по ознакомлению с данной профессией, показаны презентации, мастер-классы, созданы игровые ситуации.

Мама-психолог рассказала о значимости своей профессии в детских учреждениях, больницах, МЧС. Провела игру «Настроение». Также мы совершили экскурсию в кабинет психолога нашего ДОУ, где познакомились с её работой.

Мама-балерина рассказала о великих танцорах, показала презентацию о танцах народов мира и провела мастер-класс, продемонстрировав небольшие этюды бальных, современных и народных танцев.

Мама-музыкант познакомила нас с виолончелью и сыграла несколько небольших партий на этом инструменте – «Прелюдия из 3-й виолончельной сюиты» И.С. Баха и «Русский танец» П.И. Чайковского. Также рассказала о консерватории, в которой будущие музыканты получают образование.

Мама-кондитер помогла детям понять, чем повар отличается от кондитера, свой рассказ она сопровождала показом картинок и провела игру «Повар или кондитер». Также она дала возможность детям почувствовать себя настоящими кондитерами и провела мастер-класс. Ею были приготовлены кексы, которые каждый ребенок украсил на свой вкус.

В результате проведённой работы достигнуты следующие результаты:

1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

(активизация детско-родительских отношений)

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Реализация проекта «Мир профессий» не заканчивается, в перспективе я планирую познакомить детей ещё с несколькими профессиями их родителей: ветеринарный врач, археолог, хирург, реставратор.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

Читайте также

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...