Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры

В современном мире, среди основных качеств человеческой личности наиболее значимы для профессиональной деятельности, являются «креативность» или «творческое мышление». Развитию креативного мышления и познавательной активности у детей дошкольного возраста способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решение задач проблемного характера. Включение интерактивных игр и упражнений на занятиях формирует у дошкольника стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самовоспитания. Творчество справедливо считается проявлением настоящего таланта. Если ребенок умен, он хорошо и быстро учится и применяет свои знания в повседневных ситуациях. Создание чего-то нового, неординарного, не похожего ни на что другое – это и есть настоящий талант.

Сегодня существует социальный заказ на развитие творческого потенциала ребенка. Отвечая на проявления в обществе такого заказа, дошкольные образовательные организации предоставляют широкий спектр услуг по созданию условий для творческого развития детей: образовательные программы, программы дополнительного образования, направленные на развитие художественного, технического и научного творчества.

Как мы можем научить наших детей творчески мыслить, привить им привычку мыслить нестандартно?

Интерактивные игры могут служить средством развития творческих способностей детей. Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Весьма важно, что они позволяют приобщить детей к миру современной техники. Основная цель интерактивной игры – повышение интереса к образовательному процессу. Важно, чтобы игра была интересной для детей, ставила перед ними конкретные задачи и помогала находить их решение, давала простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Игра – самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Через интерактивные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать творческие изобретательские задачи. Интерактивные игры можно использовать во всех образовательных областях и при проведении любой образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном через специально организованное социальное взаимодействие, в результате которого у участников возникает новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо являющиеся результатом этой игры. Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:

  • Развивающие игры;
  • Обучающие игры;
  • Логические игры;
  • Игры-забавы.

В своей работе с детьми дошкольного возраста, я часто применяю простые и в тоже время интересные интерактивные игры, которые помогают детям в игровой форме развивать ценный навык - «креативность» или «творческое мышление». Например, такие как:

Интерактивная игра «Продолжи рассказ»

Ход игры: Один из игроков начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений, а следующий игрок продолжает рассказ. При этом ограничений в количестве игроков нет. Историю можно записать на диктофон или на бумаге, чтобы впоследствии распространить ее среди участников игры. Это очень забавная игра, которая обучает ребенка мыслить творчески (а если вы тоже участвуете в этой игре, то и вас).

Интерактивная игра «Волшебная палитра»

Ход игры:

Ведущий задает участникам игры простые вопросы:

- Какие основные цвета вы знаете?

Предполагаемые ответы: красный, синий, желтый.

- Как можно получить другие цвета?

Предполагаемые ответы: другие цвета можно получить путем смешивания основных цветов.

Ведущий: Вы правы, существует три основных цвета, и новые цвета можно получить путем их смешивания. Предлагаю вам поиграть с волшебной палитрой. Для игры приглашаю одного из участников, он станет волшебником красочной палитры. Остальные все внимательно наблюдают за правильностью выполнения задания. Игра заканчивается, когда все участники побывают в роли волшебника.

Задание: Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зеленый цвет? Фиолетовый? Оранжевый? Участник, отвечает на вопрос, затем опытным путём проверяет свой ответ.

Интерактивная игра «Гномик»

Ход игры: Участникам дается инструкция: «Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажите, что он может видеть отсюда»…

Важно помочь детям сделать описание комнаты с необычной для них пространственной точки видения, нужно, чтобы дети представили, недоступные места для их глаз.

Интерактивная игра «Несуществующая рыба».

Ход игры: Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие (во время проговаривания, можно показывать соответствующие фото карточки рыб). Можно заняться изучением жизни обитателей морских глубин. После этого, предложите детям придумать и нарисовать свою рыбу, например: рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Каждый участник должен после того как рисунок будет закончен, описать свою рыбку: Как она выглядит, чем питается, где обитает?

(Дополнительное задание для развития невербальной креативности: «Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями»).

Интерактивная игра «Цепочка противоречий»

усложнение игры «Хорошо-плохо»

Ход игры: Ведущий начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Первый участник продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

(Пример: Гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.)

Интерактивная игра «Сложи пазл»

Ход игры: Распечатайте несколько фотографий на бумаге формата А4. Разрежьте каждую из них на девять частей (или больше, если вы хотите сделать игру более сложной). Теперь предложите ребенку сложить фотографии из фрагментов в первоначальный вид. После того как он справится с этим заданием, вы можете смешать фрагменты, чтобы ребенок мог создавать новые картины, объединяя фрагменты разных фотографий (лучше с самого начала подобрать исходные фотографии с расчетом на это). Начните с перемешивания фрагментов двух фотографий и постепенно переходите к большему количеству исходных изображений. Начните с крупных фрагментов, которые составляют ¼ исходного изображения, постепенно переходя к использованию более мелких фрагментов. Постепенно переходите к более сложным изображениям, которые включают в себя более мелкие детали.

Интерактивная игра «Зимние узоры»

Данная игра предназначена для решения обучающей задачи, формирует когнитивные стратегии и стимулирует творческое мышление.

Ход игры: Ребенок должен самостоятельно составить узоры из счетных палочек (можно из геометрических фигур), воспитатель может помочь, предложив памятку «Как составить узор». Оценивание производится по пяти основным характеристикам:

а) Беглость – подсчет количества выполненных рисунков.

б) Гибкость – число изменений категории рисунка, начиная от самого первого рисунка.

в) Оригинальность – местоположение. Чем выше оригинальность, тем больше различных комбинаций и «внутри», и «снаружи».

г) Разработанность – насколько картинка не похожа на привычное представление о чем-либо.

д) Название – богатство словарного запаса.

Творческие личности предпочитают активно менять что-либо благодаря неожиданному сочетанию различных комбинаций, нежели придерживаться одного пути или одной категории.

В заключении, хотелось бы еще раз отметить, что наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.

Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования интерактивных игр. Это возможно при условии систематического использования игр, как во время образовательной деятельности, так и, в самостоятельной деятельности ребенка. Говоря о значении интерактивных игр в творческом развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, становятся бесполезными». Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

 

Список литературы:

  1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М, 2010.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2013.
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 2012, №11
  4. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2020. - 610 c.
  5. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2015. - 160 c.
  6. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.- Волгоград, 2014.
  7. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.
  8. CD-ROM. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. ФГОС ДО. - Москва: Мир, 2018. - 258 c.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...

Читайте также

Дидактическая игра «Пчелиная азбука»

Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению…

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению. Теория и практика» Цель: повышение компетентности педагогов в теоретической и практической...

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»