Педагогическое кредо современного воспитателя

Ребенок – иностранец, он не понимает языка,

не знает направления улиц, не знает законов и обычаев…

Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. 
Януш Корчак.

У каждого педагога, сознательно остающегося в профессии, формируется целый комплекс собственных представлений, убеждений, ориентиров, связанных с работой. Из всего многообразия направлений и форм работы каждый педагог, в качестве ведущих, выбирает те, которые кажутся ему наиболее важными и ценными. Этот комплекс знаний, опыта, ориентиров, планируемых результатов и определяется, как педагогическое кредо.

Из чего же сплетается кредо педагога – дошкольника?

В основе, на мой взгляд, лежат определенные личностные качества. Личность педагога дошкольника и личность сотрудника национальной гвардии будут сильно отличаться. Для педагога – дошкольника просто необходимо обладать высокой степенью эмпатии, терпения, способностью к самопожертвованию. Педагог должен уметь заботиться об окружающих людях, подчас забывая о себе… Душевная теплота, мягкость и, в то же время, способность соблюдать четкие границы, последовательность, готовность принять разные варианты поведения, гибкость и способность подстроиться под каждого ребенка, память о своем детстве, сохранность своего внутреннего ребенка, способность шалить и веселиться вместе с детьми – это далеко не все те качества, которыми должен обладать педагог.

Но все эти качества не будут работать без идущей из сердца любви к детям. Любви просто так, любви ни за что. Любви к маленьким человечкам с любопытными глазами... Любви, открывающей сердце педагога навстречу воспитанникам… Любви, которую невозможно подделать или сыграть. Бесконечно искренние дети всегда чутко реагируют на искренность окружающих. Только искренний взрослый, обращенный всей своей душой навстречу к детям, сможет работать с ними долго и продуктивно. Любовь к детям, к чужим детям, невозможно объяснить с точки зрения логики или научить любви в институте. Гуманист, мыслитель, педагог В. А. Сухомлинский, чья педагогическая система не теряет актуальности по сей день, говорил, что любовь к детям – это главное в его жизни. Именно любовь к детям делает непростую работу педагога такой жизненно необходимой и важной для самого педагога.

Следующей по значимости составляющей педагогического кредо я бы выделила образование. Просто невозможно работать с детьми, не получив определенных знаний и навыков в педагогическом ВУЗе. Ежедневно педагоги занимаются развитием ребячьей памяти, мышления, внимания, восприятия, речи. Формируют представления о математике, об окружающем мире, навыки владения ножницами, навыки правильной постановки кисти руки для письма. Педагоги учат детей общаться между собой, учат правилам безопасности жизни, правилам поведения в экстренных ситуациях, учат следить за своим внешним видом и порядком вокруг. Ежедневная целенаправленная кропотливая работа во всех направлениях обеспечивает рост и развитие детей в социуме. И для осуществления такой работы педагогу необходимо как базовое образование, так и постоянное повышение квалификации. Педагог не имеет права стоять на месте, успокаиваться. Постоянное совершенствование, поиск нового, расширение собственного кругозора, расширение базы знаний, умений и навыков – это важнейший аспект деятельности настоящего педагога.

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено регулярное повышение квалификации педагогов. Это является обязательным условием работы в сфере образования. Но возможностей для совершенствования и получения новых знаний гораздо больше: семинары, конференции, методические объединения, мастер-классы, конкурсы, выставки и фестивали – эти и другие формы работы позволяют педагогам делиться опытом, овладевать новыми знаниями, определять новые ориентиры в своей работе. Совместная деятельность педагогов затрагивает абсолютно все стороны работы: развитие речи дошкольников, изобразительную деятельность, организацию театрализованных представлений с участием детей, игровую деятельность дошкольников, психологические особенности и многие другие. Обязательно отражение как практической стороны деятельности, так и теоретической. Любая деятельность, организуемая в ДОУ, в своей основе должна содержать знания психологических характеристик и особенностей детей, уровень актуального и ближайшего развития конкретной возрастной группы, а также быть абсолютно доступной для реализации и безопасной для жизни и здоровья детей.

Совместная деятельность педагогов, профессиональное обучение и постоянное повышение квалификации, способствует освоению и внедрению инновационных технологий образования. Именно таким образом в систему дошкольного образования вошли технология проектно-исследовательской деятельности, технология решения изобретательских задач, игровые методы обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии и многие другие. Как показывает практика, внедрение инновационных технологий сделало образовательный процесс насыщеннее, интереснее, позволило детям стать его активными участниками.

Профессиональное общение между педагогами всегда информативно, эмоционально насыщенно, интересно и полезно для всех участников. В этой деятельности ярко проявляется еще одно важнейшее качество, необходимое педагогу. Это способность к творчеству, креативность. Как маленькие дети из стандартных знакомых деталей конструктора могут построить что-то новое, так и педагоги, используя набор своих знаний, умений и навыков, постоянно создают новые уникальные продукты. Творческие педагоги организуют деятельность детей так, чтобы она постоянно была интересной, чтобы постоянно присутствовал эффект новизны. Дети не могут долго заниматься рутинной однообразной деятельностью, поэтому креативный подход педагогов ДОУ чрезвычайно важен. Воспитатели меняют эмоциональную окраску речи, перевоплощаются в новые образы, организуют разные виды деятельности: поют вместе с детьми, танцуют, играют, рисуют, громко рассказывают стихи. Иногда эти самые стихи пишут сами педагоги. Воспитатели продумывают и организуют праздники для детей, играют роли, как настоящие актеры, транслируют позитивное отношение к жизни. И такая работа ориентирована не только на детей, но и на их родителей. Ведь родители являются активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие с родителями, умение выстроить доверительные уважительные отношения с мамами и папами своих воспитанников – еще одна нить в ткани педагогического кредо. Важность укрепления сотрудничества с семьей воспитанников является основным направлением, нашедшим отражение в «Стратегии развития воспитания до 2025 года», утвержденной Правительством РФ. Повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей – это одна из целей всего образовательного процесса, и педагог обязан выстраивать свою деятельность с учетом этого направления.

По сути, родители – социальные заказчики педагогов, доверяющие дошкольному образовательному учреждению самое ценное в своей жизни – своих детей. Родители воспитанников – самые строгие судьи педагогов и самые близкие сотрудники в процессе воспитания и развития детей. Некоторые родители относятся к воспитателям как членам семьи, осознавая, что ребенок проводит в детском саду большую часть суток, что ребенок в детском саду получает навык общения в социуме. В настоящее время в глобальной сети можно получить любую информацию и родители, приводя ребенка в детский сад, обладают обширными знаниями, как и что должно происходить в ДОУ. С первого дня, с первой встречи перед педагогами стоит задача установления контакта и формирования уважительных отношений с родителями, укрепления собственного авторитета в глазах родителей воспитанников, а также обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.

Родительские собрания в их прежней форме давно перестали быть привлекательными для мам и пап, перестали быть эффективными. Сегодня родители детей принимают участие практически во всех формах работы детского сада. Помимо утренников, в ДОУ проводятся совместные развлечения для детей и родителей, спортивные праздники, мастер-классы, на которых родители учатся делать поделки, плести косы, участвуют в театрализованных представлениях. Родители принимают участие в утренниках, выполняют совместные с детьми творческие работы на конкурсы, участвуют в фестивалях и конференциях.

Наиболее успешной и востребованной в настоящее время является проектно-исследовательская деятельность. Именно такая деятельность позволяет вовлечь в процесс освоения какой-либо темы всю семью, каждому члену семьи творчески проявить себя, почувствовать себя востребованным и нужным, укрепить внутрисемейные связи, повысить авторитет родителей в глазах детей.

Воспитатели и родители стали настоящими партнерами в воспитании детей и такая ситуация требует от педагога высокой компетенции и профессионализма, знания психологии не только детской, но и взрослой. Педагогу необходимо уделять внимание каждому родителю, стараться заинтересовать и привлечь каждого взрослого, который входит в детский сад. Воспитатель, имея свои ориентиры, планируя свою работу, должен ясно и четко определить их и для родителей воспитанников. Только в этом случае действия педагогов и родителей будут согласованными, последовательными и будут вести к одной цели – разностороннему полноценному развитию ребенка.

Необходимо отметить, что развитие, воспитание ребенка невозможно без воспитания любви к Родине. Гражданско-патриотическое направление работы педагога в настоящее время стало чрезвычайно актуальным. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России выделено «Стратегией развития воспитания до 2025 г.» в отдельную образовательную задачу. Уважение к традициям своего народа, знание истории России, признание равных прав представителей разных национальностей, толерантность – важнейшие компетенции педагога, позволяющие формировать у своих воспитанников четкую гражданскую позицию и сознание гражданина России.

Из всего описанного выше хочется сделать вывод: кредо современного дошкольного педагога – это совокупность многих составляющих, которые, может быть, не видны на первый взгляд. В основании лежит непременно любовь к детям, источником которой и являются сами дети. Ведь не зря место работы педагога дошкольника называется садом!

Детский сад… Сад детей. Место, где все растет, цветет. Место, где торжествует жажда жизни, развития, стремления вперед.

По-моему, другого такого места, как детский сад, просто не существует. Не существует другой такой работы. Хотя, воспитатель – это больше, чем работа. Это целая жизнь.

Среди воспитателей детского сада практически нет случайных людей, большинство педагогов работают с ДОУ по велению сердца. Работают, не смотря на то, что каждый день среди детей проходит по-разному, не всегда всё гладко. Ведь дети – не искусственные люди, которые начнут жить когда-нибудь… Они – настоящие, живые, полноправные человечки, только маленькие, с другой, постоянно совершенствующейся, картиной мира, другим отношением к окружающей их действительности. Дети просто имеют меньше жизненного опыта. И в этом детском отношении к жизни, в самой детской жизни, случается всякое: радость, грусть, эйфория, слезы, удивление, восторг, обида, злость…

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…» Януш Корчак.

Огромный труд – не задавить детские эмоции, не отмахнуться от них, не подстроить ребенка под себя, а дать проявиться настоящему, живому… Необходимо только научить ребенка выходить из деструктивного самовыражения, ведь очень часто «негативные» проявления ребенка: капризы, драки, жадность – это всего лишь неумелые, неправильно выраженные просьбы, призывы, мольбы о внимании, любви и заботе. И важнейшая задача взрослых, тех, кто рядом с ребенком, распознать эту просьбу, откинув шелуху неудачного оформления. Жизненно важно, чтобы мы, взрослые, помогли ребенку научиться актуализировать, осознать и выразить свои потребности, сформулировать свои желания, задавать вопросы, описывать свое состояние.

Воспитатель в своей работе каждый день встречается с другими, пусть маленькими, но отдельными, сложными людьми. Они меняются сами по себе, они растут и развиваются так, как хотят они. И при этом, дети находятся под активным влиянием окружающих взрослых, окружающей информационной среды. Таким образом, педагог становится участником и свидетелем сложнейшего жизненного процесса – процесса человеческого развития. Пожалуй, в этом мире нет ничего сложнее, важнее и волшебнее, чем новая жизнь. Жизнь маленького человека.

Но дети – благодатная почва. Они учатся практически всему, с энтузиазмом и невероятной скоростью. И самое удивительное в этой ситуации то, что в сердце ребенка рождается теплая и нежная привязанность к воспитателю.

И вот именно эта привязанность, именно это ощущение доверия, исходящее от ребенка, делает работу педагога не просто работой, а целой жизнью… Искренняя любовь детей нивелирует все сложности профессии и питает душу педагога, наполняет новой силой каждый день.

Воспитатель словно переживает всю жизнь заново, заново учится, заново радуется знакомым вещам. И у каждого педагога есть возможность постоянно оставаться рядом с источником человеческой чистоты, доверия.

Педагогическое кредо любого настоящего педагога будет основано на осознании необходимости постоянного кураторства детей, но при этом, сохранения свободы ребячьей личности. «Ребенок не различает, что важно, а что неважно. Чужды ему порядок, систематический труд. Рассеянный, он забудет, пренебрежет, упустит. Не знает, что своим будущим за все ответит.

Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать, прививать, преодолевать.

Преодолевать капризы, прихоти, упрямство. Прививать осторожность, осмотрительность, опасение и беспокойство, умение предвидеть и даже предчувствовать переживания взрослых.

Мы, опытные, знаем, сколько вокруг опасностей, засад, ловушек, роковых случайностей и катастроф.» Януш Корчак.

Педагогическое кредо формируется со временем, сплетается из нитей опыта, знаний, отношений, самоосознания. Меняется под воздействием внешних факторов и внутренней жизни. У каждого педагога кредо будет индивидуально, уникально и узнаваемо. Но любовь к детям, самосовершенствование, креативность, сотрудничество с родителями детей – это составляющие, которые не изменятся никогда.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Читайте также

«Вот и лето прошло!»

«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...

«Дети в зимнем лесу»

«Дети в зимнем лесу» Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...