Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей,

никакие нанотехнологии нас на передовые позиции не выведут.

Е.А. Ямбург

Первый российский император Петр Алексеевич Романов, названный Великим, заслужил это имя обоснованно. Правление Петра открыло в русской истории новый период. Российская империя в своем развитии совершила гигантский прыжок и получила статус мировой державы, с которой невозможно не считаться. Победоносный флот, регулярная армия, выросшая из «потешных» полков, развитие промышленности и торговли – вот то малое, что подарил Петр I России.

Осуществляя масштабные перемены, Петр Алексеевич не мог обойти своим вниманием вопрос образования и воспитания подрастающего поколения: массовое создание школ различной направленности, введение гражданской азбуки, издание первой печатной газеты «Ведомости», открытие в Санкт-Петербурге Общественной библиотеки и рождение Академии наук – важные события в истории российского образования, связанные с личностью Петра I.

Поэтому мы, благодарные потомки, не можем обойти стороной важную дату – 350-тилетний юбилей со дня рождения Петра I. С целью развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №34 «Морячок» г.Поронайска прошла тематическая неделя в подготовительной к школе группе «Кто такой Петр I».

На первом этапе работы был утвержден план тематической недели (Приложение 1) и проведено анкетирование среди родителей воспитанников подготовительной группы (Приложение 2). Результаты показали, что наибольшее затруднение вызвали вопросы, связанные с биографией Петра Алексеевича: к какой династии относится и в каком возрасте вступил на престол. Безошибочно отвечали на вопросы о памятниках Петру I, основании города Санкт-Петербурга и значении этого события для России. В целом, анкетирование показало, что знания родителей являются достаточными для понимания важности персоны императора в отечественной истории.

Чтобы восполнить пробелы в знаниях, родителям был предложен видеоролик с основными моментами биографии Петра Великого для семейного просмотра.

1

Рис.1. Результаты анкетирования среди родителей

В первый день тематической недели дети познакомились с личностью Петра I, его основными достижениями и совершили виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу. В процессе экскурсии основное внимание уделялось памятникам Петра Великого и фонтанам в Летнем парке.

Для лучшего восприятия и усвоения новой информации детям была показана русская народная сказка «Петр и Петруша» режиссера Ю.Пронина из цикла «Гора самоцветов».

Второй день был посвящен истории календаря. Ребята узнали, что родиной календаря является Древний Египет, рассмотрели языческий календарь и календарь восточных славян. Особое внимание было уделено истории празднования Нового года. В старину на Руси Новый год отмечали 1 марта, в XV-XVII века 1 сентября, что было связано с пробуждением природы или окончанием сбора урожая соответственно. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января. В этот же год перешли на новое летоисчисление по григорианскому календарю [4; c. 11 - 17]. По мнению императора, старое летоисчисление мешало общению с западными странами.

2

Рис 2. Беседа «Новый год в календаре»

С целью развития двигательной активности детей и улучшения их эмоционального состояния следующим этапом тематической недели стали подвижные игры «Петровские забавы». Ребята состязались в ловкости, меткости, силе и вспоминали основные события, которые способствовали формированию регулярной армии и флота при Петре I. Большое удовольствие воспитанникам доставил процесс раскрашивания большой композиции «Парусник».

3

Рис.3. Композиция «Парусник»

Нельзя было обойти вниманием тот факт, что именно рукой Петра Великого был начертан эскиз трехполосного бело-сине-красного флага. 6 августа 1693 года, во время плавания Петра I в Белом море во главе Беломорской флотилии военных кораблей, построенных им в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые был поднят «флаг царя Московского». Флаг, под которым Пётр совершил свой первый морской поход — по Северной Двине к Белому морю и на Соловецкие острова [2; с.7].

В процессе образовательной деятельности детям было предложено рассмотреть и сравнить старинные знамена - стяги, петровский вариант триколора и современный флаг Российской Федерации. Таким образом, была проведена параллель между символикой Древней Руси, императорской России и символикой, которую наша страна использует сегодня.

Совместно с педагогом ребята создали объемную композицию в технике бумагопластика «Петровский флаг». Во время создания данной композиции у дошкольников активно развивалась мелкая моторика, воображение и фантазия. Не каждый ребенок имеет способности к рисованию или лепке, а такие техники как бумагопластика позволяет создавать оригинальные работы.

4

Рис.4. «Петровский флаг» в технике бумагопластика

С целью закрепления знаний о Петре Великом, в последний день тематической недели был проведен досуг «Кто такой Петр I». Мероприятие включало в себя викторину, физкультминутки «Строительство флота» и «По болоту Пётр шёл», экскурсию в медицинский кабинет к ростомеру, чтобы дети могли наглядно убедиться в необычайно высоком росте императора, и появлению самого Петра Алексеевича в стенах детского сада, что очень порадовало ребят.

5

Рис.5. Досуг «Кто такой Петр I»

В рамках реализации тематической недели были решены следующие задачи: образовательная – знакомство дошкольников с отдельными событиями в истории России времен правления Петра I; воспитательная – воспитание чувства гордости за прошлое и настоящее нашей страны и развивающая – развитие познавательных и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков.

Вышеперечисленные задачи входят в перечень задач программы воспитания, принятой в МБДОУ №34 «Морячок» г. Поронайска. Воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности является одной из важнейших задач нашего общества.

Такие исторические личности как Петр I, служат примером и образцом подражания для подрастающего поколения. Все преобразования императора во славу Российского государства были успешны. Россия стала ведущей европейской державой на суше и на море, был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Несмотря на большое количество преобразований на западный манер, Петр Алексеевич не принял католичества, не польстился на лютеранские убеждения. Он остался глубоко верующим человеком, богобоязненным правителем православного государства.

Конечно, детей лучше воспитывать на личном примере, но, если это невозможно по каким-то причинам, то стоит обратиться к истории.

 

Список использованной литературы

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989.
  2. Белавец П.И. Материалы по истории русского флота. М.-Л., 1940.
  3. Заварюхин В.Ю. Законодательные реформы Петра I // Вестник ЧГУ. – 2010. – №2. – С.17-20.
  4. Завражин А.И. Влияние петровских преобразований на развитие России и укрепление ее вооруженных сил // Военно-исторический журнал. – 2007. - №6.- С.23-28.
  5. Идельсон Н.И. История календаря. – М.: Наука, 1976.
  6. Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
  7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПБ: Питер, 2017.
  8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 Приложение 1.

День недели НОД Совместная деятельность педагога с детьми Организация предметно-развивающей среды Взаимодействие с родителями
Тема: Кто такой Пётр I
Понедельник
29.11.
1. Познавательное развитие «Личность Петра I» 1. Беседа «Кто такой Петр I и почему он стал Великим»
2. Игра «Раньше и теперь»
3. Просмотр русской народной сказки «Петр и Петруша »
4. Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу: памятники и фонтаны.
  • внести иллюстрации по теме;
  • создать условия для самостоятельной художественной деятельности:
объёмная аппликация «Петровский флаг»
рисование « Парусник»
  • создать условия для просмотра русской народной сказки «Петр и Петруша»
  • Анкетирование «Что я знаю о Петре I?»
  • Видеоролик для семейного просмотра «Кто такой Петр I»
Вторник
30.11.
1. ФКЦМ «Из истории Российского календаря: празднование Нового года при Петре Великом» 1. Беседа «Новый год в календаре»
2. Просмотр старых календарей
3. Ситуативная беседа «Мой день рождения по старому календарю»
4. Физкультминутка «По болоту Петр шел»
Среда
1.12.
1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Вклад Петра I в развитие кораблестроения»
2. Физическая культура «Потешные полки».
1. Мегараскраска «Парусник»
2. Подвижные игры «Петровские забавы»
3. Смотр строевой песни «Моя армия»
Четверг
2.12.
1. Художественно-эстетичекое развитие (аппликация) «Флаг и герб Петра Великого как прототип современных символов Российской Федерации» 1. Беседа «История нашего флага»
2. Объемная аппликация «Петровский флаг»
Пятница
3.12.
1. Досуг «Кто такой Петр I» 1. Викторина «Кто такой Петр I»
2. Ситуативный разговор «Похож ли я на Петра I?»
3. Экскурсия в медицинский кабинет «Высокий Пётр»

 

Приложение 2.

Уважаемые родители!

Просим Вас пройти анкету

«Что я знаю о Петре 1?»

1. К какой династии относится Петр 1?

а) Рюриковичи б) Романовы в) Милославские

2. В каком возрасте вступил на престол?

а) 5 лет б) 10 лет в)15 лет

3. Он был последним русским царем, но первым…

а) королем б) императором в) фараоном

4. Пётр Алексеевич был инициатором открытия первого учебного заведения для девочек. Какое название присвоено этому заведению?

а) Смольный монастырь б) Институт благородных девиц

в) Женская академия

5. Основателем какого города стал Пётр Первый?

а) Москва б) Тула в) Санкт-Петербург

6. За что Пётр получил титул Великий?

а) за многочисленные преобразования в России и придания государству статуса ведущей европейской державы б) за победу в Северной войне

в) за реформы в образовании

7. Куда выводит "окно", прорубленное Петром?

а) в Европу б) в Азию в) в Америку

8. Пётр Первый, вернувшись из заграницы организовал музей редкостей, получивший название:

а) Эрмитаж б) Музей восковых фигур в) кунсткамера

9. Назовите рост Петра Первого:

а) 1м60см б) 2м03 см в) 1м90см

10. Как называется самый известный памятник Петру?

а) Медный всадник б) На лихом коне в) Навстречу переменам

Спасибо за участие!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем…

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе Цель: Обобщение, уточнение и расширение...