Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив нашей группы.

В старшую группу к нам пришли дети из разных детских садов, некоторые впервые начали посещать детский сад.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что многие дети небрежно относились к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому мы стали больше внимания уделять формированию у детей интереса к книге.

Большое внимание обращали на содержание книжного уголка, в котором помещали книги, рекомендованные программой. Подбирали знакомые литературные произведения: сказки, рассказы о природе, животных и т.п., наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов. Каждый ребенок мог подойти посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Вместе с детьми подбирали игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки».

В книжном уголке всегда выставляем портреты писателей и поэтов. Периодически оформляем тематические выставки: «Книги о нашей стране», «Моя любимая книга», «Животные и птицы», «Красная книга». В их организации принимают участие и дети. На занятии, во время бесед учили детей правильно воспринимать и понимать художественное слово, понимать мотивы поступков героев литературных произведений, стремились к формированию осознанного отношения к ним. Обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты. Знакомили детей, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто возвращаемся к ранее

прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Организуем выставки книжек – самоделок для книжного уголка. Для этого составляем книги из рисунков, которые дети рисуют по знакомым произведениям. Герои книг оживают в рисунках детей.

Закрепляя у детей знания о правилах обращения с книгой, проводили обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книгах», «Книга – лучший друг», «Кто придумал книгу?».

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например, приход Доктора Айболита, который напоминает эти правила. Дети хорошо усвоили самые элементарные правила бережного отношения к книгам: Книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

Обучая детей правильному общению с книгой, приучали их следить за состоянием книг в книжном уголке, с этой целью в группе организовали мастерскую по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Большое внимание в своей работе уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но ив повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развивало способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры: «Кто это сказал?», «Кому нужны эти предметы», «Из какой это сказки?». Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.

Для детей проводили литературные викторины, комплексные занятия, посвященные творчеству детских писателей, поэтов.

В подготовительной к школе группе мы продолжаем работу по формированию интереса и бережного отношения к книге. Когда знакомим дошкольников с художественным произведением, добиваемся, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

Детей учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того, как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь- ведь это труд многих людей. Расширили знания детей о библиотеке, обращали их внимание на то, что в библиотеке много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Нами была проведена большая работа с родителями. Она была направлена на помощь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге, как к явлению культуры.

Систематически информировали родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей данной возрастной группы. В уголке для родителей помещали советы и пожелания: как организовать чтение ребенка в домашних условиях, какие литературные произведения читать. Подготовили папки – передвижки: «Сказки из жизни ребенка», «Какие и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать после чтения книг», «Личная библиотека вашего ребенка». Приглашали родителей на открытые занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы. Проводили Индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы. Мы советовали, познакомить детей с ближайшей к дому библиотекой. Большинство родителей откликнулись на нашу просьбу. После этого мы провели беседу с детьми о библиотеке и ее роли для читателей.

Работая с детьми подготовительной к школе группы, мы обращаем большое внимание на содержание книжного уголка, организуем выставки по любимым сказкам, выставки, посвященные любимым писателям.

В этом году запланирована работа по знакомству детей с художниками-иллюстраторами. Рассматриваем одно и тоже произведение, но иллюстрированное разными художниками Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, В Дехтеревым. Это будет побуждать детей высказывать впечатления о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.

Продолжаем работу по составлению книг из рисунков детей по любимым произведениям. Ведем работу «по изданию книг самоделок, составленных по рассказам придуманными самими детьми.

В группе работает мастерская по ремонту книг. Дети уже самостоятельно определяют, какая книга нуждается в обновлении. Сами решают, что и как лучше сделать.

На литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, приглашаем родителей, детей из других групп.

Систематическая работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети стали больше знать о творчестве многих детских писателей, художников-иллюстраторов, знают и выполняют правила обращения с книгами, у детей пополнился словарный запас, развивается связная речь. Мы надеемся, что этот интерес к книге, будет расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы. Научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рождественские колядки. Для детей старшего дошкольного возраста

Рождественские колядки Для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщать детей к традициям праздников русского народа. Задачи: Познакомить с традициями праздника Рождество и Святки. Дать представление...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Читайте также

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных...