Безопасность дошкольника – обучение с увлечением

(Из опыта работы)

«Надо видеть, предвидеть, учить.

По возможности все избежать,

А где надо на помощь позвать».

Т. Г. Хромцова.

Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Об данной теме можно говорить много, и все будет главное. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Актуальность современной жизни доказывает, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму которые происходят с участием детей, которые не знают правила дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая последствий своего поведения. Все это диктует о необходимости начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Новизна работы заключается в разработке и совершенствовании форм. методов, приемов, проектных методов, проблемно – игровых ситуаций в образовательных процессах. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Цель. Формирование у детей сознательного и ответственногоотношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи.

- Совершенствовать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

- Закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Развивать инициативность и самостоятельность в играх.

- Создать условия для применения знаний в игровых ситуациях.

Свою работу начала с изучением методической литературы: Т.Н. Бабаева, О.В Акулова Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 

Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения -это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, разработала образовательные игровые ситуации поОБЖ «Советы Спасайкина», а также запланировала «Минутки безопасности» в календарном планировании.

Распределила работу по тематическим блокам:

- Опасности дома;

- Опасности на дороге и улице;

- Опасности в природе;

- Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Для организации работы по обучению детей правилам безопасности в нашей группе создали …….. предметно- пространственную среду, которая является содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной, обогатили ее макетами, сюжетно – ролевыми играми, плакатами, машинками, иллюстрациями для решения различных игровых ситуаций, схемами.

В блоке «Опасности дома» знакомили детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя беседы «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!». Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Проводили целевые прогулки, экскурсии. В целевой прогулке к пожарному щитку, познакомили детей с инвентарем пожаротушения, правилами пользования ими при тушении пожара. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети с интересом знакомились с работой пожарных, работой диспетчера, с оборудованием пожарной машины. Мини экскурсия в прачечную дала знанияо профессии -машиниста по стирке и ремонта одежды. Галина Гавриловна объяснила ребятам, чем опасно работа в прачечной, как нужно обращаться с электроприборами, стиральными машинами. В своей работе использовала Фото – кейс, когда воспитанники решали поставленную проблему и получали реакцию других детей на свои действия. При этом они находили, различные решения проблем. Я старалась не навязывать им свое мнение, а направляла дошкольников к рассуждению и спору. Например: дети рассматривали картинки:

1. Утюг включенный

2. Прожженная рубашка

3. Огонь.

- Ребята, объясните, что случилось? (загорание).

- Почему так произошло? (забыли выключить утюг).

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы).

-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).Часто моделировали такие ситуации как: «Дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «Подай ножницы правильно», «Нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций постепенно помогло дошкольникам применить полученные знания на деле.Развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Раскрывая блок «Опасности в общении с незнакомыми людьми». Старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в различных ситуациях. В решении ситуации «Когда мамы нет дома» решали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка « Красная шапочка», Вол и семеро козлят помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,правильно реагировать в таких случаях.

В блоке «Опасности в природе». Мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки« Где нельзя купаться». Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе игр закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В зимний период «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. В беседах «Кошки и собаки – наши друзья», развивали умение понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. В работе использовали художественную литературу. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное».

В блоке «Опасности на дороге и на улице. Дети знакомились и закрепляли правила дорожного движения в образовательных ситуациях, на прогулках в экскурсиях, а также на территории детского сада, на котором обозначены перекрестки, пешеходные переходы, разделительные полосы. Полученные знания дети закрепляли в дидактических играх «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто использовала словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке». Для развития логического мышления использовала: кроссворды, ребусы, лабиринты которые способствовали формированию интеллектуальной активности детей.Прошла интересно встреча с инспектором ГИБДД. На протяжении всей встречи дети с большим вниманием слушали инспектора ГИБДД и задавали интересующие их вопросы. В конце встречи инспектор пожелал детям быть осторожными, внимательными и беречь себя на дороге. Такие встречи с работниками ГИБДД постепенно научат детей правильно действовать в сложных ситуациях, возникающих на дороге.В обучении детей я использовала проблемно – поисковую ситуацию. Этот метод помогал, детям находить ответ на поставленную задачу, например, «Где можно, а где нельзя…» (играть на дороге, переходить дорогу, кататься на велосипеде…) На фланеграфе дети использовали фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывали, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняли, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывали опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. Организовывала с детьми игры «Поле чудес», «Счастливый случай». В ходе игры дети закрепили разные виды транспорта, машины специального назначения, отгадывали загадки, названия дорожных знаков, выполняли проблемные задания которые требовали умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. В ходе игры за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде транспорта. Развивали умение играть в команде. В изобразительной деятельности дети рисовали рисунки «Перекресток», «Мой любимый знак». Книжки малышки для малышей.

Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Приняли участие Челлендже «Везу ребенка правильно!». Мною были подготовлены буклеты. Памятки, « Безопасность детей в ваших руках»,

«Безопасность на водоемах.», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!» Видиоролики «Чем опасны самостоятельные игры детей вдали от дома».

Проведенная мною работа принесла свои результаты: у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте 80%, на стадии становления 20%, сформированы представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, 75% на стадии становления 15% сформированы навыки жизнесберегающего поведения 80% на стадии 20%. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Читайте также

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...