Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Одним из важных аспектов современной государственной политики ФГОС ДО [3] считает введение краеведческого компонента в систему дошкольного образования и требует формирования краеведческой компетенции у дошкольников.

Теоретическое обоснование этой проблемы находит отражение в ряде психолого-педагогических исследований. Краеведческий материал способствует воспитанию у дошкольников любви и уважения к своему отечеству (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, А.А.Люблинская, А.П.Усова и др.); ознакомление детей с родным краем формирует у них уважительное отношение к культуре своего и других народов (Н.Ф.Виноградова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др.); у дошкольников формируется интерес к историческим событиям, историческим личностям, историческим явлениям (О.В.Дыбина, М.В.Крулехт, А.Ю.Кузина и др.), воспитывается эмоционально-отзывчивое отношение к природе родного края (А.А.Быстрова, Л.С.Игнаткина, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Т.АСеребрякова и др.).

Исследователи едины во мнении, что детям старшего дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, способствуют практической деятельности.

Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ, объединенный общей культурой, историей, традициями, языком. По мнению Д.Н. Дубининой [2], краеведение в дошкольном возрасте должно рассматриваться как основа приобщения к культурному наследию, и как источник развития ответственного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Отчизны, деятельное участие в его сохранении и преумножении.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести:

– формирование любви к родному краю (городу) и интерес к его прошлому и настоящему;

– развитие эмоционально-ценностного отношения (к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране);

– воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развитие бережного отношения к природе родного края (города);

– формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

В современных исследованиях все чаще звучит понятие «краеведческая компетенция». В научно-педагогической литературе есть работы, посвященные краеведческой, экологической и туристической компетенции учителя (В.М. Кузнецов, Н.С. Кладницкая, О.В. Озерская). Существует немалое количество работ, посвященных краеведческой компетенции детей школьного возраста (С.А. Шемшурина, М.В. Синева и др.). При этом в стороне остается вопрос о формировании краеведческой компетенции детей дошкольного возраста. По мнению А.И.Алейник [1], краеведческая компетенция – это погружение ребенком во всестороннее изучение родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения. Как указывает С.А.Шемшурина [4], краеведческая компетенция должна рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляться в осознании ценностей родного края.

Учитывая данные определения, можно представить компоненты и критерии краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблицы 1. Критериальнная характеристика краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста

№п/п Компонент Критерии Уровневые показатели
1 Мотивационно-целевой (заинтересованность данным видом деятельности, стремление узнать больше) - устойчивый интерес к изучению данной сферы Уровень проявления заинтересованности
2 Когнитивный (знания исторических событий, явлений, фактов, достопримечательностей, традиций, культурного наследия края и т.п.) - объем (полнота);
- осознание;
- системность знаний о родном крае у дошкольника
Уровень знаний
3 Деятельностно- поведенческий (способы собственной деятельности- навыки, умения, действия) - способность использовать знания о родном крае;
- способы деятельности
Уровень умений конкретных действий, поступков,
4 Эмоционально-ценностный
(отношение, эмоции)
- Осознание ценностей родного края Уровень осознания

Проблема формирования краеведческой компетенции остаётся интересной и актуальной сегодня, так как именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция является неотъемлемой частью гармонического развития старшего дошкольника.

При работе над формированием краеведческой компетенции у детей развивается бережное отношение к природе, стремление охранять природу и познать окружающий мир.

 

Литература:

  1. Алейник А.И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] /А.И.Алейник // Белгородский институт развития образования.http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11.asp
  2. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обу че ния / Д. Н. Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 212с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
  4. Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Шемшурина Светлана Анатольевна. –Шадринск, 2011. –7с.


Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Путешествие с…

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Путешествие с колобком» Цель: - Развитие речевой активности у детей, путем вовлечения их в игровые...

Развитие культуры речи через использование русского народного фольклора

Развитие культуры речи через использование русского народного фольклора Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг...

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для…

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Учебный процесс в...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...