Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Одним из важных аспектов современной государственной политики ФГОС ДО [3] считает введение краеведческого компонента в систему дошкольного образования и требует формирования краеведческой компетенции у дошкольников.

Теоретическое обоснование этой проблемы находит отражение в ряде психолого-педагогических исследований. Краеведческий материал способствует воспитанию у дошкольников любви и уважения к своему отечеству (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, А.А.Люблинская, А.П.Усова и др.); ознакомление детей с родным краем формирует у них уважительное отношение к культуре своего и других народов (Н.Ф.Виноградова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др.); у дошкольников формируется интерес к историческим событиям, историческим личностям, историческим явлениям (О.В.Дыбина, М.В.Крулехт, А.Ю.Кузина и др.), воспитывается эмоционально-отзывчивое отношение к природе родного края (А.А.Быстрова, Л.С.Игнаткина, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Т.АСеребрякова и др.).

Исследователи едины во мнении, что детям старшего дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, способствуют практической деятельности.

Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ, объединенный общей культурой, историей, традициями, языком. По мнению Д.Н. Дубининой [2], краеведение в дошкольном возрасте должно рассматриваться как основа приобщения к культурному наследию, и как источник развития ответственного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Отчизны, деятельное участие в его сохранении и преумножении.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести:

– формирование любви к родному краю (городу) и интерес к его прошлому и настоящему;

– развитие эмоционально-ценностного отношения (к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране);

– воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развитие бережного отношения к природе родного края (города);

– формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

В современных исследованиях все чаще звучит понятие «краеведческая компетенция». В научно-педагогической литературе есть работы, посвященные краеведческой, экологической и туристической компетенции учителя (В.М. Кузнецов, Н.С. Кладницкая, О.В. Озерская). Существует немалое количество работ, посвященных краеведческой компетенции детей школьного возраста (С.А. Шемшурина, М.В. Синева и др.). При этом в стороне остается вопрос о формировании краеведческой компетенции детей дошкольного возраста. По мнению А.И.Алейник [1], краеведческая компетенция – это погружение ребенком во всестороннее изучение родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения. Как указывает С.А.Шемшурина [4], краеведческая компетенция должна рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляться в осознании ценностей родного края.

Учитывая данные определения, можно представить компоненты и критерии краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблицы 1. Критериальнная характеристика краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста

№п/п Компонент Критерии Уровневые показатели
1 Мотивационно-целевой (заинтересованность данным видом деятельности, стремление узнать больше) - устойчивый интерес к изучению данной сферы Уровень проявления заинтересованности
2 Когнитивный (знания исторических событий, явлений, фактов, достопримечательностей, традиций, культурного наследия края и т.п.) - объем (полнота);
- осознание;
- системность знаний о родном крае у дошкольника
Уровень знаний
3 Деятельностно- поведенческий (способы собственной деятельности- навыки, умения, действия) - способность использовать знания о родном крае;
- способы деятельности
Уровень умений конкретных действий, поступков,
4 Эмоционально-ценностный
(отношение, эмоции)
- Осознание ценностей родного края Уровень осознания

Проблема формирования краеведческой компетенции остаётся интересной и актуальной сегодня, так как именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция является неотъемлемой частью гармонического развития старшего дошкольника.

При работе над формированием краеведческой компетенции у детей развивается бережное отношение к природе, стремление охранять природу и познать окружающий мир.

 

Литература:

  1. Алейник А.И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] /А.И.Алейник // Белгородский институт развития образования.http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11.asp
  2. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обу че ния / Д. Н. Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 212с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
  4. Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Шемшурина Светлана Анатольевна. –Шадринск, 2011. –7с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

 Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

Дидактическая игра «Пчелиная азбука»

Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство…

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в...

Читайте также

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...