Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста

В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической психологии. Оно появилось около 20 лет назад в Санкт-Петербурге. Базовые знания о сказкотерапии были получены еще российскими психологами А. Гнездиловым, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Они создали и развили концепцию комплексной сказкотерапии, включающей в себя гуманистические идеи психологии, педагогики, философии Древнего мира и Нового времени. Для российских психологов сказкотерапия – это, в первую очередь, воспитательная система, «учение об общечеловеческих ценностях» [7, С. 11]. По мнению Т.Д. Зинкеич-Евстигнеева, сказкотерапия направлена к «чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека» [7, С. 18]. Сегодня сказкотерапия объединяет разные достижения психологии, педагогики и философии различных культур, всё это приобретает сказочную форму и форму метафор.

Необходимо объяснить смысл понятия «сказка», ведь именно оно легло в основу теории комплексной сказкотерапии. Слово «сказка» впервые звучит в XVII веке, как термин, обозначающий те виды устной речи, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До конца первой половины XIX века в сказках находили забаву, достойную низших слоев общества или детей.

В современном мире сказка – это 1) вид повествовательного, по большей части прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя произведения разных жанров, внутри которых, с точки зрения народа, отсутствует полноценная достоверность; 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение. Фольклорная сказка возникла до литературной.

Главнейший признак сказки – это то, что в ней всегда есть нацеленность на выдуманные события, что определяет и поэтику сказки. К основным характеристикам сказки относят несоответствие реального мира и неординарность событий, о которых рассказывается (в этом отличие сказки от литературного повествования).

Сейчас имеется несколько классификаций сказок.

В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой [7] сказки подразделяются на:

1) художественные;

2) дидактические;

3) медитативные;

4) психотерапевтические;

5) психокоррекционные.

И.В. Вачков [3] разделяет сказки на два вида в зависимости от целей воздействия сказки:

1) фольклорные;

2) авторские, при этом в этих двух типах сказок следует выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Конкретно психосказка, по мнению И.В. Вачкова, имеет целью раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.

1. К художественным сказкам относятся те, которые веками создавались народом, а также авторские тексты. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

• народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – гармония человека и природы, а «мифосложение» и «сказкотворчество» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип применяется сегодня для создания современных сказок;

• авторские художественные сказки. Они более чувственны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для формирования мироощущения.

2. Дидактические сказки придумываются педагогами для удобной подачи учебного материала. В таких случаях абстрактные символы оживают, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки помогают раскрыть смысл и важность каких-либо знаний. В виде дидактических сказок предоставляются учебные упражнения.

3. Психокоррекционные сказки создаются для аккуратного, постепенного влияния на поведение ребенка. Коррекция в этом случае – это замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснение для ребенка смысла происходящих событий. Чтение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не давая пояснений и не ведя диалог с ребёнком. Получается, что у детей появляется возможность побыть наедине с самим собой и поразмышлять.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, цель которых оказать психологическую поддержку и избавить от негативных эмоций и переживаний, связанных с какой-то трудной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей отношений между людьми, развития личностного ресурса. Главная особенность этого вида сказок – это отсутствие конфликта и отрицательных героев.

Процесс развития креативности в учебном и воспитательном процессах определён набором психологических критериев: социальная поддержка творческого поведения; внутренняя мотивация к креативу, осуществление принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность). Сказкотерапия (чтение, изучение, написание сказок, командная и индивидуальная работа с детьми) стимулирует неординарные способы решения проблемных ситуаций и продуктивно влияет на формирование творческого отношения детей к деятельности.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия способствует развитию творческих способностей личности, так как «ребенок, размышляя над каждой прочитанной сказкой, обсуждая ее содержание со взрослыми, осознает тот скрытый смысл, который в ней содержится… «Разгадывание», «расшифровка» скрытого смысла – это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. На самом деле именно сомышление, сотворчество с взрослым является основной движущей силой творческого развития ребенка» [7, ст. 42]. Автор видит сказку как «зашифрованное сообщение», содержащее в себе «полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения» (там же, ст. 41). По ее мнению, ребёнок, слушая, читая, анализируя сказки, приобретает важный бытовой опыт, «накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций» [там же, ст. 41].

Сказкотерапия и командная работа ребенка и взрослого поможет малышу понять, воспроизвести полученные в итоге чтения сказок знания. Значит, ребенок, вовлекаясь в творческий процесс, активизируется в креативной среде, приобретает черты творческой личности.

Прямые словесные воздействия на ребенка часто неэффективны: в дошкольном возрасте преобладающим является наглядно-образное мышление. Если мы хотим донести что-то до ребенка, рассказать о чем-то, не нужно использовать в речи абстрактные, отвлеченные понятия и термины, суть которых может быть не ясна ребенку. Нужно донести послание на понятном ребенку языке. Помочь в этом может применение метафор. Благодаря метафоре получается избавится от долгих объяснений, метафора «сжимает» словесные объяснения до яркого, конкретного образа. В сказках используется прием материализации целого ряда категорий. Все значимые для ее содержания элементы приобретают четкую форму, выраженную телесность. Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).

Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира.

Во-первых, образы-метафоры дают возможность создать более красочное повествование, помогают малышу развить фантазию. Во-вторых, метафора обладает таким свойством, как универсальность. Существование «стандартных» речевых оборотов («Жили-были», «В некотором царстве...») дает ребенку возможность «додумать» содержание истории, наполнить образы новым содержанием. Разнообразие вариантов сказок побуждает личность ребенка к своим, индивидуальным расшифровкам сюжетов, образов, характеристик героев, их оценок, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. Слушая сказку, ребенок представляет себе сказочных персонажей – как они выглядят, чем занимаются, что делают вместе; придумывает разные сказочные государства, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, которые их побеждают. Сказка может воодушевить ребенка на создание своих, авторских волшебных историй.

Итак, читая сказку, ребенок получает «сухую», недетализированную информацию. Следовательно, образы героев и сказочных действий не представляются детям четко.

Каждый ребенок делает акцент на своих деталях, наделяет героя в своем воображении разными чертами. А значит, что воображение – это та функция, которая активно «задействована» в процессе сказкотерапии, именно она является основной при проведении занятий.

Использование метафор возможно благодаря функции воображения, иначе ребенок не смог бы понять смысл метафор, содержащихся в повествовании.

В виде главного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержку контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, большинством авторов называется процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и обстановке сказочного мира в целом. С помощью механизма идентификации дети усваивают суть сказки и главные уроки, которые находятся в ней. Положительный персонаж в большинстве случаев активен, несмотря на все сложности и барьеры, появляющиеся на его дороге, держится с верой к себе, живёт в соответствии с собственными жизненными ценностями. Демонстрирует выдержку и смекалку, не теряется в ситуациях опасности, находит неординарные способы решения своих проблем. В сказках часто подчеркивается разница действий главного персонажа от действий остальных героев, действующих просто и стереотипно во имя достижения своей цели, а главный герой, совершая нежданные поступки, которые изначально представляются остальным странными и даже забавными, в итоге становится победителем.

Подводя итог стоит сказать, что идентификация с главным героем поможет способствовать тому, что те качества, которые характеризуют главного персонажа, в итоге становятся личностными качествами ребенка. У ребенка появляется желание во всем быть как любимый герой сказки.

Сказкотерапия помещает ребенка в мир тех героев, которые ему представляются в сказках. Дети переживают за героев, вживаются в их роли. В момент переживания ребенок становится соавтором сказки, активно вовлекаясь в процесс совместного творчества, создавая благодаря своей фантазии особый волшебный мир, в котором не работают законы природной и человеческой реальности, ломая сохранившиеся стереотипы смыслов и норм. «Магическая» сказка вовлекает ребенка в процесс смыслотворчества, оставаясь открытой для бесконечного числа вариаций расшифровки.

Сказочная история разворачивается как деятельность, требующая от читателя усилий и решений, как от личности. Сказка расширяет рамки повседневной жизни ребенка и помогает преодолеть расстояние между бытовыми и жизненными смыслами. Это внутренне «путешествие» от смысла к смыслу возможно только тогда, когда сюжет сказки прошел через сопереживание персонажам. На пути этого переживания создается механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только вообразить, но и пережить некоторые последствия действий человека.

В заключение стоит сказать, что креативность в некотором смысле зависит от врожденных качеств, но по большей части развитие у ребенка творческого мышления определяется тем, в какой обстановке он развивался, как сильно эта обстановка влияла на творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека.

Наиболее продуктивны особые упражнения с маленькими детьми, которые еще не привили в себе привычку к стереотипным решениям и поиску верного, одобряемого взрослыми ответа. Для того, чтобы развить креативность можно применять сказкотерапию. Каждая сказка, как правило, направлена на социально-педагогический эффект, она учит, предупреждает, воспитывает, побуждает к игре и труду. Возможности сказки намного больше её художественно-образной важности. Изучение и чтение сказок – это один из самых главных способов педагога сформировать личность. Использование сказки в психотерапии связано с применением креативных способностей индивида, сам процесс сказкотерапии основан на придумывании сказок, самих героев и сюжета, событий. Придумывая сказки, психолог оказывает определенное воздействие. Благодаря тому, что оно скрыто за волшебными событиями и героями, у детей не появляется чувство, что на них оказывают давление. Ребенок просто слушает, сочиняет, рассказывает сказки. Сказки отлично запоминаются и оказывают сильное положительное влияние. В дошкольном возрасте креативность может установиться и сохраниться в фундаменте личности как устойчивая характеристика, сознательно использующаяся в моменты творческой деятельности. А значит, целенаправленное развитие креативности с использованием различных способов обучения и воспитания, в том числе с помощью сказкотерапии является важным условием развития здоровой, самоактуализирующейся личности.

 

Литература.

1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб, 2006.

2. Беляева Е. В. Психолого-педагогические воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников. Курск, 2005.

3. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2004.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

6. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. СПб., 2001.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006.

8. Маслова В. И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства. Чебоксары, 2005.

9. Оленникова М. В. Возрастная психология. М., 2004.

10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Читайте также

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»…

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»«Экскурсия на птичий двор» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература». Цель:...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...