Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.

Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.

«Клавесы» - это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении музыкальный инструмент. Проще говоря «палочки - стучалочки». Чтобы на нем играть, не обязательно знать ноты.

Игры с клавесами - это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

Поставили цель-помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей, путем использования клавес в речевых и музыкальных играх.

Были определены задачи:

1. Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.

2. Совершенствовать умения передавать ритмический рисунок слова.

3. Развивать артикуляцию и мелкую моторику.

4. Развивать речедвигательную координацию.

5. Развивать навыки элементарного импровизационного движения.

Выделены направления работы:

  •  научно-методическое - взаимодействие с педагогами;
  • образовательно-воспитательное - взаимодействие с детьми;
  •  информационно-просветительское - взаимодействие с родителями.

Работу с детьми начали с изучения вопроса «Что такое клавесы?».

Клавесы или клаве – это латиноамериканское название перкуссионного инструмента, за которым кроется всего лишь пара палочек, ударяя которыми друг о друга, музыканты подчеркивают ритмический рисунок музыкальной композиции.

Затем изучили историю возникновения музыкального инструмента

 Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.

Немецкий композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:

  • сделаны из дерева (безопасны для детей),
  • приятны на слух и на ощупь
  • можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Поэтому, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого провожу индивидуальные и групповые занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.

С детьми начали изучение с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т.д.

Затем продолжили работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т.д.

Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Поэтому под музыку выполняем движения, разные для обеих рук:

  • одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
  • одна клавеса прыгает по телу снизу вверх наоборот;
  • одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
  • закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.

Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи.

Играя на клавесах, дошкольники учатся:

  • манипулировать палочками, развивают координацию рук;
  • находить различные приёмы звукоизвлечения;
  • ритмично передавать метр и ритм стиха;
  • развивается речедвигательная координация;
  • развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
  • развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

Также в работе с детьми активно использую речевые игры и упражнения, что помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Свой, пока еще не очень большой, опыт работы транслирую среди педагогов и родителей, а также в практике логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра «Буратино».

Цель: развитие координации рук.

Ход игры:

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос:(другой по ней стучать)

- Ктокричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

Игра «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Цель:
 развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 
Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.

С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Русская народная игрушка является важным элементом традиционной культуры русского народа и представляет собой объединение средств декоративно-прикладного и изобразительного...

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Читайте также

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов»

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов» Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту. 2. Закреплять ранее...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...