Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.

Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.

«Клавесы» - это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении музыкальный инструмент. Проще говоря «палочки - стучалочки». Чтобы на нем играть, не обязательно знать ноты.

Игры с клавесами - это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

Поставили цель-помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей, путем использования клавес в речевых и музыкальных играх.

Были определены задачи:

1. Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.

2. Совершенствовать умения передавать ритмический рисунок слова.

3. Развивать артикуляцию и мелкую моторику.

4. Развивать речедвигательную координацию.

5. Развивать навыки элементарного импровизационного движения.

Выделены направления работы:

  •  научно-методическое - взаимодействие с педагогами;
  • образовательно-воспитательное - взаимодействие с детьми;
  •  информационно-просветительское - взаимодействие с родителями.

Работу с детьми начали с изучения вопроса «Что такое клавесы?».

Клавесы или клаве – это латиноамериканское название перкуссионного инструмента, за которым кроется всего лишь пара палочек, ударяя которыми друг о друга, музыканты подчеркивают ритмический рисунок музыкальной композиции.

Затем изучили историю возникновения музыкального инструмента

 Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.

Немецкий композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:

  • сделаны из дерева (безопасны для детей),
  • приятны на слух и на ощупь
  • можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Поэтому, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого провожу индивидуальные и групповые занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.

С детьми начали изучение с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т.д.

Затем продолжили работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т.д.

Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Поэтому под музыку выполняем движения, разные для обеих рук:

  • одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
  • одна клавеса прыгает по телу снизу вверх наоборот;
  • одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
  • закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.

Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи.

Играя на клавесах, дошкольники учатся:

  • манипулировать палочками, развивают координацию рук;
  • находить различные приёмы звукоизвлечения;
  • ритмично передавать метр и ритм стиха;
  • развивается речедвигательная координация;
  • развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
  • развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

Также в работе с детьми активно использую речевые игры и упражнения, что помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Свой, пока еще не очень большой, опыт работы транслирую среди педагогов и родителей, а также в практике логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра «Буратино».

Цель: развитие координации рук.

Ход игры:

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос:(другой по ней стучать)

- Ктокричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

Игра «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Цель:
 развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 
Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.

С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Читайте также

Дидактическая игра «Пчелиная азбука»

Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...